Совершенствования информационных систем управления Правительства Республики Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью проекта является:

- анализ информационных систем управления государственной власти;

- разработать предложения по усовершенствованию информационных систем управления Правительства Республики Башкортостан − устранение препятствий в получении населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ 7
1.1 Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности 7
1.2 Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности 8
1.3 Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности 13
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 15
2.1 Современное представление о роли информационных технологий 15
2.2 Проблемы информационных технологий управления 16
2.3 Рассмотрение основного подхода решения данных проблем 21
3 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ 25
3.1 Анализ существующего положения в сфере создания региональных и муниципальных информационных ресурсов 25
3.2 Предложения по предоставлению услуг Администрацией Октябрьского района г.Уфы и сокращении времени ожидания 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Работа содержит 1 файл

курсач информац техн в органах гос власти.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     Созданные в сети Интернет сайты органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат сведений о необходимых условиях получения государственных услуг, что также затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. При этом недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.

     Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, а также предоставления запросов и другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.

     Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной  власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" (система удостоверяющих центров). Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие необходимые инфраструктурные услуги, как нотариат, официальность публикаций и другие сервисы, аналогичные институтам традиционных "бумажных" форм взаимодействия.

     Используемые  государственные информационные системы  формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате эти информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.

     Неконтролируемый  рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.

     Проблема  отсутствия инфраструктуры, решений  и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и коммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.

     Отсутствие  единых требований к совершенствованию  административных процессов на основе применения информационных и коммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и коммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.

     Отсутствие  общих требований к управлению реализацией  отдельных программ и проектов внедрения, информационных и коммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.

     Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной  власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных и комплексных решений.

     Можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе информационных и коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

     2.3 Рассмотрение основного подхода решения данных проблем

     Трудности, препятствующие повышению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

     Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного  в приоритетном порядке на обеспечение  развития и совместимости государственных  информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.

     Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.

     Существующий  уровень концептуальной и технической  проработки указанных вопросов позволяет  рассчитывать на успешную реализацию такой политики при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. При этом результатом выполнения федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 – 2010 годы)" (далее – Программа) будет значительное повышение результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.

     Возможная альтернатива использованию программного метода для решения вышеуказанных  задач предполагает реализацию отдельных  мер на уровне конкретных органов государственной власти. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия Правительством Российской Федерации решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае.

     Реализация  такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.

     Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.

     Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией  Программы:

     - риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и коммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и коммуникационным технологиям, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти;

     - риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и коммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами отдельных федеральных органов государственной власти;

     - риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;

     - риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;

     - риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить реализацию проектов, имеющих комплексный межведомственный характер.

     Итак, в основу положен программно-целевой подход, который заключается в поэтапной разработке и вводе в эксплуатацию АРМ, размещенных в городских службах. Таким образом, решаются проблемы сбора, накопления первичной обработки городской информации, ее интеграции в базах и хранилищах данных, а также организационно-технологические вопросы постепенного подключения отдельных локально-вычислительных сетей предприятий и организаций к вычислительному центру для создания корпоративной, разветвленной, многоуровневой информационно-вычислительной сети, обеспечивающей информационное обслуживание управленческих процессов администрации муниципалитета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

     3.1 Анализ существующего положения в сфере создания региональных и муниципальных информационных ресурсов

     Очевидно, что городские информационные ресурсы не могут создаваться только для муниципального уровня, несмотря на то, что практически вся первичная информация создается именно на городском (муниципальном) уровне. Поэтому приоритетным направлением в создании информационных ресурсов является формирование единой системы информационных ресурсов для органов управления регионального (Субъекта Российской Федерации) и муниципального уровней.

     Для повышения эффективности использования  такого дорогостоящего ресурса, как  информация, необходима система целенаправленного  управления его созданием, обработкой и доставкой потребителю.

     В настоящее время в региональных и муниципальных органах управления субъектов Российской Федерации создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде баз данных и информационных массивов в функциональных автоматизированных информационных системах (АИС), а в последние годы в геоинформационных системах (ГИС). Функционируют организации и службы, которые заняты исключительно сбором и обработкой информации: региональные аналитические службы и центры, региональные и муниципальные органы статистики, органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав собственности на объекты недвижимости. Создают свои информационные системы практически все управленческие и функциональные структуры органов власти и управления.

Информация о работе Совершенствования информационных систем управления Правительства Республики Башкортостан