Соотношение правовых институтов и практики применения амнистии и помилования в Уголовном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить основные причины, предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
дать характеристику первобытного общества;
изучить восточный (азиатский) и западный пути возникновения государства;
проанализировать историю возникновения права;
рассмотреть общие закономерности возникновения государства и права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие ,сущность и особенности применения
амнистии. 5
Акт амнистии: определение, содержание, сущность 5
Особенности применения акта амнистии к гражданам,
подлежащим амнистированию 9
Глава 2. Понятие, сущность и особенности применения
помилования 21
2.1. Помилование: понятие , определение, содержание 21
2.2. Особенности применения помилования по категориям
осужденных 26
Глава 3. Соотношение правовых институтов и практики
применения амнистии и помилования в Уголовном праве РФ 27
3.1. Сравнительная характеристика правовых институтов
амнистии и помилования Уголовном праве РФ 30
3.2. Практика применения актов амнистии в Уголовном праве
РФ 33
3.3. Практика применения актов помилования в Уголовном праве
РФ 34
Заключение 31
Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП 4.docx

— 78.52 Кб (Скачать)

       2. Необходимостью поддерживать стабильность  и порядок в обществе в условиях  углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

       3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и  способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы  и обеспечивать проведение их  в жизнь;

       4. Превращением человека в относительно  самостоятельного индивида. Нельзя  искать право там, где нет  разделения коллектива (рода, племени)  на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

       Таким образом, возникновение права было связано с:

       1) качественным усложнением производства, политической и духовной жизни  общества;

       2) обособлением личности как участника  общественных отношений со своими  притязаниями на автономность  существования (социальную свободу);

       3) формированием государства, которому  потребовался новый нормативный  социальный регулятор, способный  выполнить задачи:

       а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более  высокого порядка, чем первобытное  общество, поддерживать в нем порядок  и стабильность;

       б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

       Выполнить такие задачи было не под силу нормативным  регуляторам первобытнообщинного  строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло  на себя формирующееся юридическое  право, определяющей чертой которого стала  государственная принудительность.

       2. Признаки, отличающие нормы права  от норм поведения в первобытном  обществе

       Нормы первобытного общества (нормы-обычаи) Нормы государства

       (нормы  права) 

         по способу возникновения: 

           - возникают постепенно  в процессе совместной жизни. 

           - устанавливаются  государством 

         по волевой направленности норм: 

           - выражают волю  рода или племени 

           - выражают государственную  волю 

       по  форме внешнего выражения: 

           - находятся в сознании  людей, существуют в неписаной форме

           - находят внешнее  выражение в письменных правовых актах

       по  времени вступления в силу: 

           - возникают и отмирают  постепенно 

           - вступают в силу  или прекращают действие в  строго установленном порядке,  официальным путём  

         по способу обеспечения исполнения: 

           - осуществляются  в силу привычки, традиций; в случае  нарушения принуждение исходит  от рода - обеспечиваются принудительной  силой государства.18

       Вывод:

       Таким образом, причинами возникновения  государства являются:

       1) необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением в результате  развития производства, разделения  труда, изменения условий распределения  продуктов, ростом численности  населения и расслоением общества  на социально неоднородные группы (классы);

       2) необходимость поддержания в  обществе порядка, обеспечивающего  его социальную устойчивость, что  достигается с помощью общеобязательных  социальных (прежде всего юридических)  норм;

       3) необходимость подавления сопротивления  эксплуатируемых масс, возникших  в результате расслоения общества  на социально неоднородные группы (классы);

       4) необходимость защиты территории  и ведения войн, как оборонительных, так и захватнических;

       5) необходимость организации крупных  общественных работ, объединения  для этой цели больших групп  людей (в ряде стран Азии  и Африки).19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формирование возникновения  государства и права у различных народов мира

       2.1 Восточный путь возникновения государства

       Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных  рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко - в десятки раз - повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

       В это время наряду с развитием  экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и  это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым  позднее присоединяются служители  культа), то именно в их руках оседает  и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать  и такое социальное явление, как  «власть-собственность», суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек  теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной  знати при распределении общественного  продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по  должности» появляется и экономическая  зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все  более формальной. Это приводит к  дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом  к появлению наследования должностей.

       Постепенно  родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает  собственные, не совпадающие с обществом  интересы.20

       Такой (восточный, или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

       Экономика основывалась на государственной и  общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

       Не  оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность  других групп: купцов и городских  ремесленников. Во-первых, она, как и  ее владельцы, находилась в безраздельной  власти монарха. Во-вторых, она также  не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана  со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних  входило немало ремесленников.

       Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных  коллективах «зачатки государственной  власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макро-государства, объединяемые силой централизованной власти. В  этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический  характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в обще-социальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически (прежде всего в религиозных формах - сакрализация власти): «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

       Восточные государства в некоторых своих  чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие  от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве  были собственностью государства (фараона) или храмов.

       Вместе  с тем все восточные государства  имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть - собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.21

       Восточный путь возникновения государства  представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными  причинами появления государства  здесь были:

       - потребность в осуществлении  масштабных ирригационных работ  в связи с развитием поливного  земледелия;

       - необходимость объединения в  этих целях значительных масс  людей и больших территорий;

       - необходимость единого, централизованного  руководства этими массами.

       Следует указать и на то, что восточное  общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем  в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные  завоевания, крестьянские восстания, в  том числе и победоносные и  т.п.), однако они приводили лишь к  смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

       Свои  особенности имело формирование государств в Африке. Современная  африканистика отмечает несовпадение во времени процессов государство  генеза и классогенеза. В ряде регионов в результате специфического сочетания внутренних и внешних факторов происходила монополизация общественной функции и лишь затем намечалось складывание классов, политогенез обгонял классогенез. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так и от зрелого государства, что послужило основанием для выделения нового этапа становления государственности - эпохи раннего государства. Исследователи указывают на некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от государства «восточной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборнонаследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т.к. существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.22

Информация о работе Соотношение правовых институтов и практики применения амнистии и помилования в Уголовном праве РФ