Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные причины, предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
дать характеристику первобытного общества;
изучить восточный (азиатский) и западный пути возникновения государства;
проанализировать историю возникновения права;
рассмотреть общие закономерности возникновения государства и права.
Введение 3
Глава 1. Понятие ,сущность и особенности применения
амнистии. 5
Акт амнистии: определение, содержание, сущность 5
Особенности применения акта амнистии к гражданам,
подлежащим амнистированию 9
Глава 2. Понятие, сущность и особенности применения
помилования 21
2.1. Помилование: понятие , определение, содержание 21
2.2. Особенности применения помилования по категориям
осужденных 26
Глава 3. Соотношение правовых институтов и практики
применения амнистии и помилования в Уголовном праве РФ 27
3.1. Сравнительная характеристика правовых институтов
амнистии и помилования Уголовном праве РФ 30
3.2. Практика применения актов амнистии в Уголовном праве
РФ 33
3.3. Практика применения актов помилования в Уголовном праве
РФ 34
Заключение 31
Библиографический список 33
1.2 Причины возникновения государства и права
Причины и формы возникновения государства
Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и исторические науки дают всё новые знания об этом. Отсюда различные теории возникновение государства:
Формирования государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия, и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.
По
другому историческому пути шел
процесс в Афинах и Риме, где
рабовладельческое государство
возникло в результате появления
частной собственности и
Афины
– это самая чистая, классическая
форма возникновения
В
Риме образование государства
Возникновения древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживались такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частой собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли свободу, и собственность на землю).13
Патриархальная теория
Ее основателем является политический мыслитель XVII в. Роберт Филмер (хотя истоки этой теории мы находим уже у Аристотеля). Патриархальная теория предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен - в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемая во благо всех и для всеобщего добра. В работе «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» (1680) Филмер обосновывает мысль о том, что «люди от природы несвободны», от рождения они подчиняются своим родителям, находятся в их власти. Эту власть родителей Филмер называет «монархической властью, отцовской властью, правом отцовства». Подобно тому как «отец семейства руководствуется только одним законом –«своей волей», так и в монархическом государстве властитель правит всем «в соответствии со своей волей». Монархическая власть абсолютна и не подчиняется каким-либо законам. Цари - выше законов, - заключил Филмер. Закон есть не что иное, как воля того, кто обладал властью верховного отца. Несмотря на квазинаучный характер, патриархальная теория имела реальные основания. Семья предшествовала возникновению государства, с точки зрения складывавшихся в ней отношений, в миниатюре отражала то, что в последующем восприняло государство. Возникшее право учитывало патриархальный уклад жизни и всячески поддерживало его. С римского права paterfamilias является столько же органом карательной власти, сколько и дисциплинарным учреждением. Такой характер власти главы семейства (патриарха) имел место у различных народов - германцев, славян и др. - и распространялся на всех членов семьи (жену и детей).
Теологическая теория
Она обосновывает происхождение государства с божественным установлением (волей Бога). Основатели данной теории рассматривают государство как продукт Божьего промысла, орудие, заранее преуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Уже в первых памятниках права можно найти прямое указание на божественное происхождение власти. Так, в законах вавилонского царя Хаммурапи (1792--1750 гг. до н.э.) записано: «...выполняй величественно божественную должность своей царской власти». Смысл данной теории -- доказать примат духовной власти (власти церкви) над светской, исходя при этом из того, что нет государства и власти «не от бога». «Все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу», - утверждал доминиканский монах Фома Аквинский (1225--1274), богослов и схоласт, в трудах которого теологическая теория получила основательную разработку (видимо, уже только за это католическая церковь возвела Фому Аквинского в ранг святого). Государство, отмечал Ф. Аквинский в работе «О правлении властителей», является частью вселенской империи, которую создал и которой правит Бог. Правитель (глава государства) рассматривается теологией не как один из составных элементов государства, а именно как власть, стоящая над государством и от него не зависимая. Правитель в государстве занимает такое же положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объясняющее в нем начало: без нее государство бы распалось». Управление государством сравнивается с тем, «как Бог правит миром, как душа управляет телом
Проявления теологической теории имеют место и в современных условиях. К примеру, японские власти во Второй мировой войне широко использовали мифологические идеи, утверждавшие, что первым императором Японии был внук Богини Солнца и потому умереть за Богом избранного монарха есть высший религиозный долг.
Договорная или естественно-правовая теория
Данная теория возникает в XVII--XVIII вв., хотя уже в произведениях древнегреческого философа Эпикура (341--270 гг. до н. э.) встречается представление о том, что «государство покоится на взаимном договоре». Теоретико-методологической предпосылкой данного учения явилось сформировавшееся в XVI--XVII вв. буржуазно-юридическое мировоззрение, пришедшее на смену теологическому. Его суть состояла в том, что государственно-правовые явления рассматривались как первичные (первооснова происходящих в обществе социальных, политических и экономических процессов). Именно в это время возникают учения о естественных правах и общественном договоре. Основатели договорной теории Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Б. Спиноза и другие, исходя из отрицания божественного происхождения государства и власти монарха («божественного права королей»), и основываясь на идее народного суверенитета, рассматривали государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Государство, согласно данной теории, возникает из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни; властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Власть и государство являются гарантом мира, преодоления «разнузданного состояния безвластия», «войны всех против всех» и реализации естественных законов, принуждая людей выполнить их путем издания гражданских законов, опирающихся на силу, наказания и награды. Монарх есть воплощение сущности государства, его суверенитета, потому, во избежание хаоса и разрушительных последствий взаимной конкуренции граждан, властям следует иметь значительное преимущество перед народом.14
Органическая теория
Она возникла в XIX в. как результат успехов естествознания, хотя надо сказать, что уже Платон сравнивал государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Представители этой теории - Г. Спенсер, Прейс, Блюнчли и др., - основываясь на теории дарвинизма, трансформировали биологические закономерности (эволюцию, внутривидовую борьбу, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Органическая теория объясняет возникновение человечества как результат эволюции животного мира к его движении от низшего к высшему. Дальнейшее развитие, согласно этой теории, приводит к объединению людей в процессе отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство. В понимании сторонников данной теории государство есть биологический организм («органическая форма жизни»), «политический агрегат». Подобно живому организму, оно растет, увеличивается в размерах, усложняется в строении. Как всякий биологический организм, государство рождается, размножается, стареет и гибнет. В государстве - «живом теле» - все части специализируются на выполнении определенных функций. Например, правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право на передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы - внешние, т.е. обеспечивают оборону.
Очевидно, что между естественной природой и «второй природой» (обществом) существуют самые тесные взаимосвязи. Однако влияние естественной природы все же не столь однозначно, как это представляли сторонники органической теории.
Психологическая теория
Некоторые идеи этой теории восходят к Древнему Риму. Мыслители того времени считали, что на возникновение, упадок государства определяющее влияние оказывают человеческие слабости и страсти - жажда денег и власти, алчность, честолюбие, жестокость, упадок нравов населения и власть имущих. Цицерон утверждал, что «причина соединения людей в государство - не столько их беспомощность, сколько свойственная их природе общительность». Психологическое объяснение причин возникновения государства присуще было и целому ряду мыслителей Нового времени. В частности, Николло Макиавелли (1469-1527) считал «образование и устройство государства актом единичной, властвующей над государством воли». По мнению Томаса Гоббса, чувство страха является обстоятельством, объединяющим людей в государство. «Страх должен почитаться истинным основаниям всякого соединения людей в обществе». По Дж. Локку (1632--1704), «люди стремятся к государственной жизни, чтобы обеспечить неприкосновенность собственности и других естественных прав человека».15
Социально-экономическая теория
Истоки теории восходят к взглядам Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские и французские экономисты, прежде всего Адам Смит (1723--1790) и утопист Сен-Симон (1760-1825), а также представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.
Теория насилия (завоевания)
По утверждению ее
Данная концепция имеет достаточно сильные стороны. Насилие действительно в целом ряде случаев сопутствовало образованию государств, например, Франкскому. Не без фактора насилия формировалось восточнославянское государство и др. Однако насилие - скорее всего вторичный, сопутствующий фактор, хотя и наиболее заметный, лежащий на поверхности, в отличие от иных причин, которые менее заметны, «скрыты». Но именно они, а не насилие являются первопричинами образования государства.
Расовая теория
Ее основателями считают французского социолога Жозефа Гобино (1816--1882) и немецкого философа Фридриха Ницше (1844--1900). В основе этой теории лежит идея физической и психологической неравноценности человеческих рас, превосходства одних рас над другими и соответственно деления рас на высшую и низшую. Представители высшей расы выступают как создатели цивилизации, вершители человеческих судеб. Они призваны господствовать, навязывать свою волю остальным группам людей, не относящихся к этой расе. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, они - объект господства. Сторонники расовой теории происхождения государства исходят из того, что происхождение цивилизации предстает в виде специфической функции отдельных расовых ветвей человеческого рода. В их понимании индоевропейская раса со временем трансформировалась в индогерманскую. Так появляется нордический человек (белокурая бестия), соответственно которому ранжировали все нации и народы. Олицетворением нордической расы признавалась имперская Германия.
Теория классового происхождения государства
В советской исторической и
юридической науке
Причины происхождения права17
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1.
Потребностями экономических