Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена рядом следующих обстоятельств.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Цель и задачи курсовой работы определяют ее структуру. Курсовая работа состоит из четырех связанных между собой глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Природа морали и права…………………………………………………….
2. Сравнительный анализ нравственных и правовых норм………………….
3. Нравственная концепция права…………………………………………….
4. Упрочнение нравственных начал в деятельности государственных служащих……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………….
По мнению В.С. Нерсесянца, именно эта теория позволяет более адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов. Эта новая методологическая и концептуальная ориентация наиболее обстоятельно изложена им в работах «Наш путь к праву», «От социализма к цивилизму», «Философия права», «Общая теория права и государства».22 В последней трети XX в. с новыми толкованиями естественно-правовой традиции выступили Дж. Ролз (Теория справедливости) и Дж. Финнис (Естественный закон и естественное право).
Дж. Ролз основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости, взятой в несколько упрощенном виде, «блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства». Ролз использует конструкцию-понятие «первичные блага», которые подлежат распределению. В их число он включает свободу, равные возможности, определенный уровень материального достатка. Все эти «первичные блага» обеспечивают человеку самоуважение; они в то же самое время суть условий, которые обеспечивают человеку его автономию, его самостоятельность, в том числе и самостоятельное распоряжение такими благами.23
Концепция Дж. Финниса, естественный закон и естественное право, построена на толковании идей Августина, в частности идеи телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает, оценивает и обеспечивает с помощью разума. Все блага должны распределяться справедливо, на основе уравнивающей либо распределяющей справедливости. Эти блага должны распределяться в обстановке единодушия, координации и в определенных случаях также при содействии власти. Таким властным и результативным инструментом может быть только позитивное право, соответствующее справедливости. Авторитет позитивного права, по одному из основополагающих разъяснений Финниса, зависит от его справедливости или, по крайней мере, от его способности обеспечить справедливость.24
Таким образом, естественно-правовая концепция права (нравственная школа права) представлена такими направлениями как естественно-правовое, психологическое, солидаристское, неотомистское. У каждой из этих теорий своя особая идейная основа. У теории естественного права – неотъемлемые права человека, у психологической концепции – эмоциональные переживания людей, у солидаризма – общественное согласие, солидарность представителей различных слоев населения, у неотомизма – божественное происхождение государства и права. Но у всех теорий есть общая черта. Она заключается в признании приоритета в праве именно идейного начала перед нормативным.
Современная
естественно-правовая концепция тесно
смыкается с теориями социального
государства и плюралистической демократии.
4.
Упрочнение нравственных
начал в деятельности
государственных
служащих
Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Российской Федерации существенно проявляется в его духовном самоопределении, самоутверждении и духовно-нравственном выражении. А это, в свою очередь, уже вопросы мировоззрения, активной жизненной позиции и ценностных ориентаций личности, представляющих собой мировоззренческие, политические и нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности и принципы поведения. Поэтому осмысление духовного смысла жизнедеятельности россиянина, понимание сути и роли его духовно-нравственных ориентаций ныне представляются крайне важными в поисках выхода из определившейся сложной ситуации в стране.25
Молодое поколение постепенно утрачивает духовно-нравственные ценности, в большинстве своем оно стремится к тенденциям развития, диктуемым «модой». Жизненными ориентирами выступают материальные ценности, духовные ценности растворяются и перестают быть стремлением к идеалу. Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.д.
Духовно-нравственные ценности не могут существовать как без предмета (объекта), так и без человека (субъекта). Это вполне очевидно, ибо интерес к духовности, духовно-нравственным ценностям каждый раз в истории общественного развития порождается новыми социальными отношениями, в которых оказывается человек как личность и в которых протекает его жизнедеятельность. С каждой исторической эпохой в развитии общества органически связан всякий человек, с ней непосредственно связаны его взгляды, мироощущение, дела и поступки. В такой обстановке человек является как объектом, так и субъектом общественных отношений.
В
системе социально-
Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями. Такова этика учителя, этика врача, этика судьи, этика любого государственного служащего.
Государственный служащий обязан разделять этические ценности современной демократии: свободы, равенства перед законом и судом, понимания того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее народ; соблюдать нормы профессиональной этики, регламентирующие служебное поведение государственного служащего в определенной должностным регламентом сфере управленческих отношений, соблюдать государственную и служебно-должностную дисциплину.
Нравственным
Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности: «не делай другому того, что не желаешь себе» и «какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие положения могут быть применены в отношении его самого».
Государственный служащий всех видов государственной службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до остракизма, негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.
Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих. «Не человек для государства, а государство для человека», – аксиома социально-правового института государственной службы.27
Нравственной основой служебной деятельности государственных служащих и основным содержанием деятельности социального государства выступают создание условии, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека.
Под качеством жизни понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, безопасности, комфорта жилищных условий, здравоохранения, образования, культуры, сферой обслуживания, экологическим состоянием окружающей среды, структурой досуга, информацией, творческим характером и содержанием профессиональной деятельности, структурой расселения. Безнравственно требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающегося от условий жизни большинства населения страны.
Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания. Нравственной обязанностью государственных служащих является обеспечение межнационального мира и межконфессионального согласия, уважение чести и достоинства любого человека, забота о его деловой репутации и нравственном облике в глазах окружающих.28
.Государственный
служащий в любой ситуации
обязан сохранять личное
Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.
Государственный
служащий, наделенный организационно-
Важнейшим показателем культуры управления является профессиональная этика и деловой этикет.
Профессиональная
этика – совокупность определенных
нравственных обязанностей, принципов
и норм поведения, которые реализуются
во взаимоотношениях работников в процессе
трудовой деятельности. Она призвана прививать
моральные принципы и правила долга, чести,
воспитывать человека. Профессиональная
этика базируется на общечеловеческой
этике, поэтому в ней выражаются моральные
принципы руководителей и специалистов.
Таким образом, государственные служащие
должны оставаться независимыми от влияния
профессиональных или социальных групп,
а также финансовых факторов, соблюдать
политическую нейтральность и нормы профессиональной
этики.
Заключение
В заключении, хотелось бы отметить, что с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.