Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена рядом следующих обстоятельств.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Цель и задачи курсовой работы определяют ее структуру. Курсовая работа состоит из четырех связанных между собой глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Природа морали и права…………………………………………………….
2. Сравнительный анализ нравственных и правовых норм………………….
3. Нравственная концепция права…………………………………………….
4. Упрочнение нравственных начал в деятельности государственных служащих……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………….
4.
Неразрывная связь с
5. Общеобязательность (право обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано);
6.
Системность (предполагает, что право
состоит из определённого
7. Регулятивность (право выступает регулятором общественных отношений, основная цель права - упорядочивание общественных отношений).
Принципы права – основополагающие идеи, начала, взгляды, определяющие общую направленность правового регулирования
Право строится на следующих принципах:8
1.
Принцип демократизма в
2. Принцип законности (строгое соблюдение закона и основанных на нём различных нормативно-правовых актов);
3. Принцип справедливости (применение мер к лицам, наделение правами и обязанностями независимо от их пола, расы и других обстоятельств);
4.
Принцип гуманизма (выражается
в том, что человек, его права
и свободы признаются высшей
ценностью. Право,
5.
Принцип юридического
6
.Принцип взаимной
Таким
образом, мы пришли к следующему выводу,
право – это система нормативных установок,
опирающихся на идеи человеческой справедливости
и свободы, выраженных большей частью
в законодательстве и регулирующих общественные
отношения. Внимательное сопоставление
права и морали позволяют более глубоко
познать оба этих явления. Мораль – это
правила поведения, установленные самим
обществом на основе выработавшихся представлений
о добре и зле, справедливом и несправедливом,
достойном и недостойном. Соблюдение требований
морали обеспечивается силой духовного
воздействия, общественным мнением, внутренним
убеждением, совестью человека.
2.
Сравнительный анализ
нравственных и
правовых норм
Общие и особенные черты права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия.
Единство права и морали состоит в том, что:
1. И те, и другие являются нормами. Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения- нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;
2. Сферы регулирования моральных и правовых норм в значительной степени совпадают. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, её "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах, как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали, все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и тому подобное). Таким образом, право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания.9
3.
Право и мораль как социальные
регуляторы неизменно имеют
4. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отношений между людьми; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение;
5.
Право и мораль предполагают
относительную свободу
6. Право и мораль в историческом развитии обладают преемственностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их.
Отмеченные моменты свидетельствуют об общности регулятивных функций права и морали, присущей им нормативности, об их определённом «родстве».
Рассмотрим отличительные особенности права и морали.
1.
По происхождению. Мораль
2. По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нормы права выражены в строго определённой форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и других, имеющих письменную форму.
3. По сфере действия. Правовое регулирование – это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки попадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.10
4.
По значимости регулируемых
5.
По способам установления, формирования.
Правовые нормы создаются
6.
По времени введения в
7. По формам существования (фиксации). Правовые нормы, как уже отмечалось, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и других), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали складываются в общественном сознании. Их появление не связано с волей законодателей. Нормы морали не имеют четких форм выражения. Они могут быть собраны в «моральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше. Поскольку нормы морали складываются в общественном мнении, постольку нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения моральных норм или сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они так же незаметно уходят в прошлое.11
8. По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
9.
По характеру и способам
10.
По мерам обеспечения.
11.
По уровню требований, предъявляемых
к сознанию и поведению
12.
По характеру ответственности
и порядку её возложения. Нарушение
норм права несёт за собой
юридическую ответственность.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Общие черты:12
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д)
выступают мерой свободы
Различия:
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики.
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.13
5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.