Соотношение морали и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена рядом следующих обстоятельств.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Цель и задачи курсовой работы определяют ее структуру. Курсовая работа состоит из четырех связанных между собой глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Природа морали и права…………………………………………………….
2. Сравнительный анализ нравственных и правовых норм………………….
3. Нравственная концепция права…………………………………………….
4. Упрочнение нравственных начал в деятельности государственных служащих……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Соотношение права и морали.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     6. С точки зрения внутренней  организации та или иная моральная  система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

     7. Право и мораль различаются  по средствам и методам обеспечения  реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».14

     С точки зрения Е.А. Лукашевой, исследование проблемы взаимодействия права и  морали следует начинать с генезиса и социальной сущности нормы, выявления её места в системе общественных отношений, в социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков правовой и моральной системы, поэтому рассмотрение социальной природы нормативности будет способствовать раскрытию как общего присущего праву и морали, так и специфики социальных регуляторов. Право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям:15

     1. Система права закрепляет жизненно  важные для всего общества  требования морали, нравственные установления, такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Значит, прежде всего, взаимодействие права и морали выражается в одинаковости их требований. Мораль как бы проникает в правовую материю. Показательны в этом плане статьи 124, 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставление в опасности.

     В статье 124 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится о том, что  неоказание медицинской помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным её оказывать (врач, медицинская сестра и другие), если это повлекло причинение вреда, влечёт наступление уголовной ответственности.

     Статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации  предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии. Как видно, помощь обязаны оказывать: по закону – родители несовершеннолетним детям, в силу договора – сиделка, приглашённая для ухода за тяжело больным и другие.

     2. Законодательная власть в работе  по совершенствованию права учитывает  состояние общественной морали, нравственную культуру населения.  От этого зависит отношение людей к принятым законам, их реализации.

     3. Мораль влияет на процесс применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами.

     Взаимодействие  права и морали:16

     - они поддерживают друг друга  в деле упорядочения общественных  отношений,

     - их требования во многом совпадают,

     - мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления,

     - один и тот же поступок получает  в глазах окружающих людей  как правовую, так и моральную оценку,

     - они плодотворно «сотрудничают»  в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.

     Тесное  взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный и бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, расхождения. Причины противоречий между правом и моралью в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке деятельности субъектов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций и так далее.

     Право по своей системе более консервативно, оно неизбежно отстаёт от течения жизни – даже самое совершенное законодательство содержит недостатки. Мораль же, более подвижна, активнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

     Право и мораль – «соперники», они по-разному  оценивают одни и те же факты, между  ними тонкие грани взаимопереходы. На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что морально осуждается».

     Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на неё опережающее воздействие. «Именно через право, к примеру, шел процесс преодоления кровной мести – одного из непреложных постулатов морали прежних времён». Да и сейчас это обычай кое-где ещё сохранился и право ведёт с ним борьбу, как и вообще против всех старых пережитков, которые никак не могут питать право. Напротив, право должно всячески вытеснять эти рудименты.17

       Однако отдельные подобные примеры  не могут поколебать общего  принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот. Другое дело – противоречия между ними. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться всё же моральным требованиям как более высоким.

     Нередко создаются ситуации, когда закон  нечто разрешает, а мораль запрещает и наоборот. Отсутствие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается, в конечном счете, на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания.

     Таким образом, противоречия между правом и моралью:

     - право нечто разрешает, а мораль  «запрещает», «осуждает»,

     - право нечто запрещает, а мораль  «разрешает», «одобряет»,

     - право порой содержит нормы  «аморально» плана,

     - мораль в своем прогрессивном  развитии опережает право, которое более консервативно. 

3. Нравственная концепция  права 

     Одним из наиболее распространенных направлений  в современной юриспруденции является и такое, которое важнейшим элементом правовой материи признает не нормы права, а его духовное, идейное, нравственное начало или, точнее говоря, правовые идеи, правовое сознание.

     Естественно-правовая теория зародилась в глубокой древности, но своей кульминации достигла в эпоху буржуазных революций (XVII-XVIII в. в.). Ее виднейшие представители – Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Теория естественного права говорит, что каждый человек наделен неотъемлемыми правами и свободой, которыми он наделен природой или Богом точно так же, как наделен разумом, страстями, устремлениями.

     Немецкий  правовед Г. Радбрух в своей книге «Обновление права» подчеркнул: «Юридическая наука должна вновь вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения о том, что есть более высокой право, чем закон, - естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отличить в форму закона».

     В XIX в. в связи со стабилизацией  капиталистических отношений, усилением эксплуатации трудящихся естественно-правовая концепция была вытеснена нормативной трактовкой права. Однако после Второй мировой войны началось бурное возрождение естественно-правовых идей, явившееся реакцией на фашистскую и коммунистическую тоталитарные системы.

     Современное понимание естественного права существенно отличается от предшествующих его трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций изменились представления о человеке как носителе естественных прав. В противоположность прежним оценкам, характеризующим человека как изолированного, обособленного индивида, философия и естественно-правовая юриспруденция XX в. рассматривает его с точки зрения присущих ему социальных качеств как субъекта многообразных общественных связей. Поэтому в перечень естественных прав человека включаются не только права, отражающие его личную свободу, независимость от государственной власти, но и социально-экономические права, политические свободы. 18

     Французский философ Жак Маритэн (1882-1973 г. г.) –  один из авторитетных современных истолкователей проблематики естественного права и прав человека в традиции, заложенной Фомой Аквинским. Признанный классик философии неотомизма и экзистенциализма Ж. Маритэн вывел неотомистскую теорию права. Среди его трудов особенный интерес представляют «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». Ж. Маритэн утверждал, что великие философы античности знали, а христианские мыслители знают еще лучше, что природа отклоняется от Бога и что не писанный закон тоже отклоняется от вечного закона,  который и есть сама созидательная Мудрость. Вот почему идея естественного или неписанного закона была связана у них с глубоким и священным уважением. Вера в естественный закон – самая твердая и неколебимая, особенно тех, кто верит в Бога.

     В начале XX в. крупным научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование «Теории права и государства в связи с теорией нравственности» Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931 г.г.). Л. И. Петражинский в своей работе вывел психологическую теорию права. В исследованиях Петражицкого право определяется как явление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Л. И. Петражицнский признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивно-атрибутивным характером права.

     Императивность  в данном случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности, в  то время как атрибутивность – это сознание «своего права», выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, то есть в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворении. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.19 Так, Петражицкий истолковал право как разновидность субъективных переживаний и провел различение права позитивного и права интуитивного. Позитивное право для него шаблонно и догматично, оно не поддается ситуативному совершенствованию. Интуитивное право легко может приспособиться к конкретной ситуации и образует основу и побудительную силу для корректировки права позитивного. При этом отношения между ними могут складываться в трех вариантах: интуитивное согласуется с позитивным; интуитивное право опережает позитивное; позитивное право опережает интуитивное.20

     Используя конструкцию Л. И. Петражицкого, Михаил Александрович Рейснер развил оригинальную концепцию нового правопонимания. М. А. Рейснер объявил о существовании интуитивного классического права, которое на практике бывает в буржуазным, и пролетарским, и крестьянским.

     Новы  подход к теме естественного права  был развит неокантианцами, которые абсолютным естественным правом объявили начало справедливости. Это начало стало восприниматься источником и масштабом в оценке исторического движения права к недостижимому идеалу. Толкование права, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующее приспособление права к ценностям существующего общества. Так возникла концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием.

     Современный английский правовед Лон Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства ее достижения. В этом смысле каждая норма права субстанциональна, имеет сущностное содержание, несет значение должного и, таким образом, является ценностью. Одновременно с этим каждая норма инструментальна; в этом своем измерении она определяет средства для достижения цели. Ценностью нагруженной, с учетом сказанного является и вся правовая система.  Проясняя свою позицию, Фуллер вводит различение права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного).

     Имплицитное право – это обычаи и сходные типы нормативного упорядочения человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования. Сделанное право – это внешне выраженные точные правила, заключенные в нормах и требованиях договора, статуса. Эксплицитное и имплицитное право суть целеположенное право, поскольку совмещает и сущее и должное. Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств, представляет собой моральную ценность.21 Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер.

     Академик  Владик Сумбатович Нерсесянц отмечает, что традиционное и возрожденное естественное право «трактуется  как преданное (богом, разумом, природой вещей, природой человека), предпозитивное (допозитивное, надпозитивное)».В.С. Нерсесянц предлагает принципиально новый, третий тип правопознания, удерживающий познавательно-ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающий их существенные недостатки, антагонизм и односторонности – либертарно-юридическая общая теория права и государства.

Информация о работе Соотношение морали и права