Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работой является изучение вопросов соотношения государства и права.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить единство государства и права в обществе.
2. Изучить вопросы взаимодействия государства и права.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону.

Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня:

1. Если субъект права при самой добросовестности и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула

2. Если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий

3. Самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни [3, с.585].

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение, деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА И    ПРАВА

2.1 Либеральная концепция (верховенство права)

 

Главными проявлениями принципа верховенства права является верховенство Конституции и правовых законов. Верховенство закона как принцип демократического государства традиционно связывается с его высшей юридической силой относительно подзаконного нормативного массива. Однако решение только этому вопросу еще не обеспечивает осуществление верховенства закона в государстве. Этот принцип должен проявляться в максимальном отражении народной воли в принятых актах, в минимальной достаточности правового регулирования, а также в запрете передачи законодательных полномочий другим государственным органам, акты которых принимаются в соответствии с положениями закона.

Таким образом, верховенство закона представляет собой один из принципов демократического государства. Он не заменяет и не ограничивает принцип верховенства права, поскольку введение принципа верховенства закона еще не означает, что данный закон является правовым по содержанию, а лишь имеет на него определенное «обратное влияние» обеспечивая подчиненность и внутреннюю не противоречие правовых актов. Такая подчиненность и непротиворечивость помогает в формировании и действия верховенства права в стране, но не обеспечивает его.

Сложнее обстоит дело с соотношением правопорядку и принципу верховенства Конституции ( В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащим положениям Конституции, не имеют юридическом силы [1, ст.7]. ) и принцип верховенства права. Дело в двойной природе самой Конституции, которая, с одной стороны, является Основным, но все же Законом, что, учитывая психологическую, а не логическую обусловленность законотворчества, определяет субъективный характер Конституции, с другой стороны, нормы Конституции являются априорно правовыми, такими, что не ставятся под сомнение, т. е. в данном аспекте Конституция вступает объективного характера. Кроме того, Конституция закрепляет ряд юридических институтов и механизмов, направленных на утверждение требований принципа верховенства права, несоблюдение которых является особенно опасным в избирательной сфере, которая непосредственно связана с осуществлением прямой демократии. Это - всеобщность законов, неприменение неопубликованных законов, запрет обратной силы законов и др. Такие положения являются фактически требованиями естественного права, то есть Конституция представляет собой наивысшую степень объективации верховенства права.

Обеспечение верховенства Конституции (а через это - и верховенства права) осуществляется через деятельность органа конституционной юрисдикции, которым в Республике Беларусь является Конституционный Суд Республики Беларусь. Следовательно, деятельность Конституционного Суда может быть отнесена к составляющим действия принципа верховенства права.

Выше указанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Одной из актуальных проблем современной юридической науки является определение принципа верховенства права как основного условия формирования и деятельности правового государства. При рассмотрении этого вопроса методологически и практически правильным является различение права (как феномена, связанного с категориями справедливость, свобода, права человека) и закона.

2. Принцип верховенства права является выражением идей примата права над государством и приоритета естественных прав человека в обществе и находит свое проявление в верховенстве Конституции и правовых законов. На утверждение обозначенного принципа направлена деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.

3. Особое значение в процессе внедрения принципа верховенства права в общественную и государственную практику приобретает Конституция, которая имеет двойную природу (субъективно-объективный характер) и является высшим степенью объективации верховенства права.

Следует также отметить, что многие вопросы, связанные с действием принципа верховенства права, требует отдельного научного осмысления. Так, решения требует проблема соотношения верховенства права и законности. Отдельного внимания заслуживает аспект взаимодействия и взаимовлияния правопорядку и отраслевых принципов (например, избирательного права) и т. д.

Несмотря на некоторую теоретическую неопределенность можно уверенно утверждать, что принцип верховенства права является необходимым базисом для построения государства для индивида, превращения «граждан-подданных» в общество личностей и подчинения политической власти такому обществу. Исторический опыт Республики Беларусь, потребности социума, наконец - Конституция определили именно такое направление развития нашей страны.

 

 

2.2 Этатически - тоталитарная концепция ( Верховенство государства )

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное  значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что  единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право [4, с.64].

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в пол- ном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного  образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

•  В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет  наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

  • В санкционировании государством норм, которые не имеют  (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

Информация о работе Соотношение государства и права