Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работой является изучение вопросов соотношения государства и права.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить единство государства и права в обществе.
2. Изучить вопросы взаимодействия государства и права.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Суверенитет нации – право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства [10, с.61].

4. Законодательство – один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти, один из основных методов осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.

Сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства [10, с.62].

В теории государства и права выделяется два подхода, характеризующих суть (тип) государства:

1. Формационный подход.

В основу типологии права кладет марксистскую трактовку деления истории человеческого общества на этапы, существующие общественно-экономическим формациям [2, с.169].

Тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государство определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации [2,с.72].

Формационный подход выделяет 4 типа государств:

• рабовладельческое государство – обеспечивает такие социально-экономические отношения, при которых господствующий класс присваивает практически весь продукт, созданный трудом подчиненного ему класса рабов [6, с.167].

• феодальное государство – обеспечивает такие социально-экономические отношения, при которых, с одной стороны, имущий класс вправе передавать крестьянам в пользование землю, что зачастую означало их принудительное прикрепление их к земле [6, с.167].

• буржуазное государство – возникает на индустриальной стадии развития производства, упраздняет сословные привилегии и провозглашает формальное равенство людей перед законом [6, с.168].

• социалистическое государство - государства, принявшие социализм в качестве социально-экономической системы и политического строя (Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества [11]).

2. Цивилизационный подход.

Цивилизация – единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии [2, с.80].

Цивилизационный подход выделяет следующие государства:

• древневосточные государства (Египет, Месопотамия)

• древнеафинское государство (как демократическое)

• древнеарийское

• современные государства

Теория выделяет цивилизации:

• древние

• средневековые

• новые

• новейшие

Им соответствуют типы государств:

• ранние

• классовые

• политические

• правовые

Выделяются также до индустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.

Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой [2, с.69].

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• консервативная

• либеральная

• социал-демократическая

• коммунистическая концепция социального назначения государства

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

              Задачи государства на современном этапе:

1. Обеспечение самосохранения общества и государства.

2. Обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. Государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества.

4. Государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

 

 

1.2 Право

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

В процессе перехода – от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:

1. Правовой обычай санкционированные государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма[10, с.184].

2. Юридический прецедент (судебная практика) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательной значение [10, с.185].

3. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, в котором содержатся нормы права [10, с.186].

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих положений: право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; право частной собственности является основой всех прав человека.

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемы либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством [2, с. 168].

Признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность;

2. Выражение норм в законах или в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством;

3. Право действует через дозволения, через субъективное право;

4. Государственная обеспеченность.

Принципы права, безусловно, не являются произвольными по своему характеру. Но это не исключает, а скорее предполагает оценку их значимости и содержания, а также их классификацию исследователями и законодателями. Такая оценка и классификация производятся с учетом объективной обусловленности (именно обусловленности, а не объективной значимости) выдвигаемых принципов экономическими, социальными и политическими факторами, сущностью самого права, характером сложившейся в стране политической системы и господствующего в ней государственно-правового режима.

Большинство правоведов полагают, что принципы права не являются результатом субъективных суждений ученых или законодателей, а представляют собой объективно присущие праву качества. «Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а «открывает»заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование»[6, с.149-150].

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

Принципы права:

1. Принцип демократизма означает, что единственным источником государственной власти в Республики Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией [1, ст.3].

2. Принцип гуманизма предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свобода [2, с.186].

3. Принцип социальной справедливости означает, что обеспечиваются в максимальной степени интересы всех слоев общества, в том числе социальных меньшинств [2, с.186].

4. Принцип равноправия означает, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов [1, ст.22]

5. Принцип законности в праве заключается в строгой иерархии нормативно-правовых актов. В правовом государстве он выражается в требовании верховенства права [2, с.187].

6. Принцип единства прав и обязанностей заключается в том, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями [2, с.188].

7. Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагает, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное законодательном в законодательном акте [2, с.188].

Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов [3, с.576].

Информация о работе Соотношение государства и права