Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
Целью настоящей работой является изучение вопросов соотношения государства и права.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить единство государства и права в обществе.
2. Изучить вопросы взаимодействия государства и права.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теме «Соотношение государства и права».
Целью настоящей работой является изучение вопросов соотношения государства и права.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить единство государства и права в обществе.
2. Изучить вопросы взаимодействия государства и права.
Соотношение государства и права - довольно сложная и актуальная проблема на сегодняшний день.
Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом. Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д.
Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.
Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний — общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.
Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. Ведь неработающее, не реализующееся право мертво. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.
В написании данной работы применялась смешанная методика. Присутствуют элементы компоротивистики, анализа, синтеза. В работе выражаются и комментируются мнения различных авторов и их статей.
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Государство.
Государство - это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальны носителем политической власти которых выступает публичная власть [10, с.57].
Любое государство характеризуется целым рядом признаков. В первую очередь скажем что государство имеет свою территорию. Она может изменяться, но совсем без территории государство не существует. На его территории проживает население, а также действуют различные законы этого государства. Кром того, на территории государств возникают административно-
Государственная власть осуществляется с помощью специального аппаратом принуждения и управления, он состоит из людей, организованных для выполнения данных функций профессионально, располагают кроме всего прочего для этого материальными средствами. Эти люди - чиновники, или бюрократами.
Также отметим что ни одно государство не может существовать в принципе без сбора определенных обязательных платежей в бюджет - налогов. Налоги платят организации и физические лица, имеющие доходы которые они получают на территории данного государства. Налоги необходимы государству для осуществления государственных функций и содержания госаппарата. Важнейшим признаком государства является суверенитет, хотя для некоторых государств суверенитет все-таки это сон.
Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, а также и ее независимость на международной арене [10, с.98].
Суверенитет характеризуется двумя сторонами - независимостью и верховенством. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене. Верховенство это способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.
Бывает что суверенитет того или иного государства является ограниченным. В этом случае добровольное ограничение суверенитета может допускаться государством по взаимной договоренности с другими государствами в пользу достижения общих для этих двух государств целей или же в случае объединения их в федерацию и передачи своих прав федеральным органам. Кроме того отметим что еще один признак государства - монополия на правотворчество, то есть исключительное право государства издавать нормативные акты и законы, обязательные для выполнения населением всей страны.
Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.
В современной отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.
Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.
Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).
Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.
Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.
Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы.
Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».
Отдельно взятые, классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый, например: с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Или сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических - классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциальной одновременно.
Государство характеризуется следующими признаками:
1. Публичная политическая власть – нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально- техническими средствами [8, с.110].
2. Административное деление – это система территориальных регионов, в рамках которых образуются и функционируют местные органы государственной власти, управления, судебные и другие органы. Административно-
• социально-экономический (учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также специфики традиционной занятости населения)
• географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности)
• демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц)
• исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта)
Т.о. вся территория государства разбивается на ряд административно – территориальных единиц. В разных странах они называются по разному: округа, края, дистрикты, графства, районы и т.п. Но назначения их и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.
3. Государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций) и независимость ее на международной арене [10, с.98].
Структурные элементы государственного суверенитета:
1) самостоятельность и независимость государственной власти;
2) верховенство государственной власти на всей территории государства;
3) территориальная целостность.
Существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом – когда суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, диктующих ему свою волю. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным (на правах победителей) и добровольным (объединения в федерации, по взаимной договоренности).
Суверенитет народа – верховенство народа, его право самому решат свою судьбу, конкретные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти [10, с.61].