Система Российского права и международное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях дальнейшей демократизации нашего общества, углубляющего реформирования национального хозяйства резко возросла роль права, правовой идеологии, юридических профессий. Действующая правоприменительная практика явно показала важную роль права, его активный характер в нынешнем переходном периоде российской государственности. Между тем этот знаменательный факт до сих пор не нашел должного отражения в юридической науке.

Содержание

Введение


Понятие и структурные элементы системы права. Отрасль права. Институт права. Публичное и частное, материальное и процессуальное право.

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Характеристика основных отраслей Российского права.

Система Российского права и международное право.


Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ПРАВА.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

Наиболее тесное взаимодействие уголовного права и уголовного процесса проявляется  в вопросах основания уголовной  ответственности, предмета доказывания по уголовному делу, давности, амнистии, помилования, ответственности несовершеннолетних лиц.

Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных в УК РФ, порядок освобождения от наказания и в этой части непосредственно взаимодействует с уголовным правом. Так, например, в уголовном праве установлено такое наказание, как конфискация имущества (ст. 52 УК РФ), однако перечень предметов, не подлежащих безвозмездному изъятию в собственность государства, следует искать в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее УИК РФ). В УИК РФ определены также порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества осужденного (ст. 62), действия судебного исполнителя по исполнению такого приговора (ст. 64), обязанности третьих лиц в отношении имущества, подлежащего конфискации (ст. 65) и т. д.

Административное право близко уголовному по задачам, поскольку и  то, и другое во главу угла ставят охрану прав и свобод личности, имущественных отношений и интересов государства. Помимо этого, можно отметить сходство в методах воздействия на общественные отношения, поскольку и административное, и уголовное право, в первую очередь, используют юридическую ответственность в качестве такого средства воздействия.

Следует сказать и о “смежных”  составах, ответственность за которые  предусмотрена в административном и уголовном праве. Так, например, в административном праве существует состав мелкого хулиганства,  в  то же время уголовному праву известен состав хулиганства (ст. 213 УК РФ). Соотношение этих деяний можно установить, обратившись к текстам двух кодексов. Мелкое хулиганство представляет собой нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Уголовно наказуемое хулиганство состоит в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, сопровождающемся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. К “смежным” составам, требующим разграничения, относятся также приобретение или хранение наркотических средств, нарушение действующих на транспорте правил безопасности, жестокое обращение с животными, обман потребителей, самоуправство и др.

Принятие УК РФ 1996 г., в текст  которого были включены ранее неизвестные  составы преступлений, поставило  проблему соотношения отдельных  норм уголовного права с нормами  гражданского, финансового, налогового, таможенного права и других отраслей. К примеру, преступлением в сфере экономической деятельности признается уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ). В то же время подобное деяние предусмотрено в качестве налогового правонарушения в новом Налоговом кодексе РФ,   первая часть которого принята в 1998 г. Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей. К налоговым правонарушениям, в частности, отнесены нарушение срока предоставления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ), неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) и др. Разграничение собственно налогового правонарушения и налогового преступления проводится с учетом такого критерия, как сумма неуплаченного налога. Уголовная ответственность наступает при условии неуплаты налога в крупном размере, каковым является сумма, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 198 УК РФ). При этом для привлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога требуется обращение к нормам налогового права, поскольку в уголовном праве не определяются понятие налога, порядок и сроки его уплаты и т. п. В этой части можно говорить о взаимодействии уголовного и налогового права.

Обращение к нормам гражданского права  необходимо при квалификации воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, незаконного и лжепредпринимательства, незаконного использования товарного знака, заведомо ложной рекламы и др.

Уголовно-правовая наука представляет собой область знаний об уголовно-правовых явлениях (уголовном законе, преступлении, наказании, иных мерах уголовно-правового характера и т. д.), об истории уголовного права, тенденциях его развития, путях совершенствования, о зарубежном и международном уголовном праве.

  Административное  право - отрасль права регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности органов государственного управления. Или другими словами это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность уполномоченных государством органов по охране общественного порядка, прав и законных интересов граждан, управлении. Отраслями народного хозяйства, а также регулирующих другие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного и общественного управления.

Источниками административного права являются: Конституция РФ, и другие законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; кодексы (например, Кодекс об административных правонарушениях, таможенный кодекс, воздушный кодекс); уставы (дисциплинарный устав, устав внутреннего водного транспорта и другие); приказы, постановления и инструкции нормативного содержания, издаваемые министерствами, ведомствами и т.д.

Нормы административного права  устанавливают правила организации  государственных органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, государственных и негосударственных юридических лиц в области государственного управления. Выполнение правил, содержащихся в административных нормах, обязательно и обеспечивается силой государственного принуждения.

В ходе реализации административно-правовых норм возникают административно  правовые отношения, характеризующие  специальными субъектами административного  права.

Субъектами административного  права, то есть участниками административных отношений являются орган или должностное лицо государственного управления, с одной стороны, и с другой стороны ими могут быть как государственные органы и их должностные лица, так и отдельные физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица и их должностные лица. Особенностью административных отношений является и то, что часто они возникают по воле одной стороны - органа государственного управления (или его должностного лица) - носителя властных полномочий, т.е. отношений власти и подчинения. Данные отношения могут возникать и по инициативе граждан и юридических лиц. Юридическими фактами порождающими административные правоотношения, могут быть: издание закона или другого акта управления, действия людей и стихийные бедствия.

Как видим административно-правовое отношения имеет следующие существенные моменты: а) одним из обязательных участников является орган государственного управления или его должностное лицо; б) этот орган наделен правом предписывать, в пределах своей компетенции, определенное поведение другим участникам административно-правового отношения; в)для возникновения административно-правового отношения не требуется обязательного согласия обеих сторон, а оно может происходить по воле одного лица.

Споры, возникающие  из административно-правовых отношений, разрешаются в основном путем  обращения к вышестоящему государственному органу управления, то есть в административном, а не судебном порядке.

В заключение несколько  слов о различии конституционного и административного права. Необходимо сказать, что это различие, столь важное при разграничении предмета исследования, не затрагивает его сущности и не является основополагающим. Конституционное право не отличается по своему содержанию от административного. У них общие источники, они оба регулируют осуществление функций государственной власти. Оба являются частью целого, так называемого публичного права. Основное различие между ними заключается в том, что конституционное право имеет дело с организацией и функциями государственной власти в статике, тогда как административное право - в динамики. И даже это не совсем верно, т.к. нормы, относящиеся к избирательной системе и организации некоторых административных единиц на уровне местного самоуправления и созданных на основании подзаконных актов, считаются обычно административно-правовыми. В результате приходиться признать, что различия между ними скорее дело удобства и обычая, чем логики. Можно сказать, что административное и конституционное право вместе образуют публичное право современного государства, хотя современные юристы признают наличие специализированных отраслей публичного права, таких, как налоговое, финансовое и другие, которые считаются не подпадающими ни под одну из рассматриваемых нами в данном учебном пособие разделов.

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские  и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право  распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Известно, что  одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового  регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования  финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.

К предмету финансового  права относятся закрепление  структуры финансовой системы, распределение  компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в  предмет финансового права отношения  отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Итак, предмет  финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод  финансово-правового регулирования  — государственно-властные предписания  одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании  государством для формирования своих  ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в  определенной части также действует  метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного  метода финансового права заметно  проявляются в круге государственных  органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят  в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Финансово-правовому  регулированию свойственны и  иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие  методы получают все более широкое  применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Особенности финансового  права раскрываются полнее при его  сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь  между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное  право регулирует общественные отношения  в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право  распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку  финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право  находится в тесной связи с  гражданским правом, поскольку в  его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается  связь финансового права и  с другими отраслями российского  права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях  она наиболее тесная.

Земельное право регулирует общественные отношения   в области использования и охраны земли, недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

 Основное назначение экологического права - обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Информация о работе Система Российского права и международное право