Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа
В современных условиях дальнейшей демократизации нашего общества, углубляющего реформирования национального хозяйства резко возросла роль права, правовой идеологии, юридических профессий. Действующая правоприменительная практика явно показала важную роль права, его активный характер в нынешнем переходном периоде российской государственности. Между тем этот знаменательный факт до сих пор не нашел должного отражения в юридической науке.
Введение
Понятие и структурные элементы системы права. Отрасль права. Институт права. Публичное и частное, материальное и процессуальное право.
Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.
Характеристика основных отраслей Российского права.
Система Российского права и международное право.
Заключение
Список литературы
Современное экологическое право России - динамично развивающаяся отрасль правовой системы. Оно прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов "О земле", "О лесах", "О недрах" к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов. Таким образом было положено начало становлению "узкоспециализированных" блоков нормативно-правовых актов разного уровня, совокупность которых образует природоресурсное законодательство, регулирующее правила рационального природопользования, а также вопросы сохранения и сбережения ресурсов. В 60-х - начале 70-х годов во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы.
Содержавшиеся в них нормы были достаточно декларативны, поскольку не устанавливали конкретные формы юридической ответственности за экологические правонарушения. Тем не менее эти законы стали важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства.11
На сегодняшний день основные цели и задачи природоохранного законодательства Российской Федерации зафиксированы в действующем Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей. Таким образом, закон, формулируя природоохранительные задачи, недостаточно полно очерчивает предмет регулирования экологического права.
Взаимоотношения общества с природой не исчерпываются природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации и др. При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природоресурсное законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощительного пользования природными ресурсами.
Теоретиками права активно дискутируется вопрос о том, должны ли природоресурсное и природоохранительное законодательство быть относительно обособленными друг от друга отраслями права или имеет смысл объединить их в рамках экологического права. Это понятие, хотя и является объектом дискуссий, тем не менее уже получило достаточное признание в научной среде и даже зафиксировано в законодательстве.
Мы полагаем, что дифференциация законодательства на природоохранительное и природоресурсное не конструктивна. Очевидно, что процесс природопользования и охраны природных объектов и ресурсов - это разные стороны одного явления: взаимоотношений общества и природы.
Пользующийся природными благами одновременно должен сберегать эти блага для дальнейшего их использования, обязан охранять их от истощения, загрязнения, уничтожения и других негативных последствий своего хозяйствования на земле. Необходимость систематизации законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользовании осознает даже законодатель. Доказательством тому служит новый Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года N 511. В нем правовые акты об охране окружающей природной среды и акты по использованию всех видов природных ресурсов объединены в одну рубрику, то есть фактически признаны единой отраслью законодательства. Предметом регулирования данной отрасли признаются общие вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а равно использование и охрана конкретных природных объектов и ресурсов, то есть предметом регулирования являются и природоохранительные, и природоресурсные отношения.
В учебной и теоретической
Некоторые исследователи предлагают иное обозначение формирующейся отрасли - например, право окружающей среды. Здесь важно отметить, что подобное название отрасли будет ориентировать законодателей на более узкое понимание предмета ее регулирования. Однако, на наш взгляд, экологическое право как самостоятельная отрасль должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды, как природоохранительные, природоресурсные, так и иные тесно с ними связанные отношения.
Неизбежно возникает вопрос о содержании понятия "иных взаимоотношений", регулируемых экологическим правом. При ответе на данный вопрос целесообразно обратиться к понятию экологического правопорядка. Такой правопорядок - не просто правовая дефиниция, но особая реальность, зафиксированная в совокупности норм, характеризующих состояние окружающей среды, сознательно формируемое государством, обществом, всеми гражданами правовыми, экономическими и воспитательными мерами как непременное условие жизни и деятельности настоящего и будущих поколений людей. Понятие, структура и способы защиты стабильности экологического правопорядка уже достаточно разработаны в научной литературе. Общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка следует рассматривать в качестве третьей составляющей предмета регулирования экологического права России.
По данному вопросу существует и иная точка зрения, сторонники которой полагают, что в настоящее время идет формирование законодательства об экологической безопасности и его выделение из общего массива законодательства об охране окружающей среды12. Исследователи отличают появление нового вида экологических отношений, возникающих по поводу строительства на планете экологически опасных объектов. Под ними в правовых актах понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, значительное по масштабам и продолжительности и представляющее угрозу жизни и здоровью людей.
Наличие экологической опасности предопределяет необходимость разработки и принятия мер законодательного характера по защите окружающей среды и трансформации опасной технологии в безопасную. Под экологической безопасностью принято понимать совокупность состояний, процессов, действий, обеспечивающих баланс в окружающей среде, не допускающих возникновение жизненно важных ущербов для природной среды и человека. Без использования правовых средств, побуждающих природопользователей следовать требованиям экологической безопасности, обеспечить нормальный экологический баланс в окружающей среде невозможно. Российское законодательство содержит нормы, регулирующие отношения между государством и природопользователями по поводу обеспечения безопасной экологической среды. Как видится, подобные отношения нельзя выводить за рамки всей совокупности экологических отношений, поэтому мы предлагаем рассматривать их в качестве четвертого вида общественных отношений в составе предмета правового регулирования российского экологического права.
4. Система российского права и международное право
Международные договоры Российской Федерации с зарубежными государствами и международными организациями заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей российской территории.
В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В настоящее время
Российская Федерация является участницей
примерно двадцати тысяч действующих
международных договоров. Расширение
договорных связей России с другими
странами обусловило необходимость
совершенствования
Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.13 Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Закон различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон:
межгосударственные,
межправительственные и
договоры межведомственного характера.
Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне — от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.
Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.14
Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.
По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба — такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.
В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.
Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).
Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе "О международных договорах Российской Федерации" (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права — отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.
Информация о работе Система Российского права и международное право