Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа
Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предназначение административного права…………………………………….5
1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом……5
1.2 Понятие административного права, его функции и принципы……………..8
1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11
2 Административное право в системе российского права……………………..19
2.1 Система административного права и его источники……………………….19
2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………….29
Список сокращений……………………………………………………………….31
Приложение А……………………………………………………………………..32
Содержание
Введение……………………………………………
1
Предназначение
1.1
Общественные отношения,
1.2
Понятие административного
1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11
2
Административное право в
2.1
Система административного
2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24
Заключение………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….29
Список
сокращений……………………………………………………
Приложение
А……………………………………………………………………..
Введение
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связано с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе управленческой деятельности и занимается административное право. А поскольку управленческая деятельность и ее регулирование играют заметную роль в жизни российского общества, особую актуальность приобретает вопрос об административном праве как отрасли российского права. Этим и объясняется выбор темы данной курсовой работы «Административное право как отрасль права».
Актуальность
избранной темы работы определяется
также реформированием
Административная реформа, особенно процесс ее осуществления, являются одним из неоспоримых доказательств социально-политической и правовой ценности административного права, необходимости высокого уровня его знания, и прежде всего, юристами. Процесс административной реформы обусловливает повышение требований к изучению административного права, одновременно усложняя задачу изучения.
Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: рассмотреть предмет административного права, его составляющие, функции и методы административного права, общественные отношения, регулируемые административным правом, раскрыть место административного права в системе российского права, дать характеристику системы административного права и его связь с другими отраслями права и др.
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в работе будут рассмотрены функции и принципы административного права как одного из элементов правовой системы РФ.
Определенное место в работе будет отведено краткой характеристике основных источников российского административного права и особенностей метода административно-правового регулирования общественных отношений, а также определению места административного права в системе российского права и его взаимосвязи с другими отраслями права РФ.
При
написании работы были использованы
точки зрения на административное право
как отрасль права многих ученых-административистов,
таких как А.А.Кармолицкий, А.П.Алехин,
В.С.Четвериков, А.Б.Агапов, И.Ш.Килясханов,
Е.М.Ашмарина, А.М.Кононов, Ю.А.Тихомиров,
Н.М.Конин, Д.Н.Бахрах, В.М.Манохин и др.
1
Предназначение
1.1
Общественные отношения,
регулируемые административным
правом
Как известно, право является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Право в нормативной форме должно отражать требования, меру поведения, установленную и охраняемую государством1.
По мере развития общества нормы права, регулирующие однородные отношения, складывались в отрасли права. Так появились гражданское, семейное, конституционное, уголовное, административное и иные отрасли права, каждая из которых имеет свой предмет и метод, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Базовыми общественными отношениями, которые регулирует административное право, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.
Сам термин «административный» означает в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», имеющий государственный, властный характер2. По своей сути административное право – это не что иное, как государственное управленческое право, реализующее публичный правовой характер большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями.
Таким образом, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения, возникающие между субъектом управления (управляющим) и объектами управления (управляемыми). Через управленческие отношения реализуются функции и задачи, стоящие перед органами власти, государством и обществом в целом. В связи с этим различают управление социальное (государственное и общественное), биологическое и техническое. В любом из них управление носит властный характер, но только государственное управление имеет государственно-властный характер.
Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом.
Таким образом, возникновение, формирование и развитие административного права связано с публичным и, прежде всего, с государственным управлением. Оно предназначено для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти. Административное право с помощью административно-правовых норм регулирует также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), обслуживающих их аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления и иных государственных органах, а также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, например, в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления.
Характер конкретных управленческих отношений зависит от многих факторов, в том числе от целей деятельности субъектов, избранных способов их достижения. По сфере возникновения различают управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления (внутренние управленческие отношения), и отношения этих органов с их объектами управления (внешние управленческие отношения).
Таким образом, административное право регулирует с помощью административных норм управленческие отношения в сфере государственного управления. Возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений обусловлено исполнительно-распорядительной деятельностью органов государственного управления, имеющей властный характер. Предназначением органов государственного управления, уполномоченных ими должностных лиц является реализация общегосударственных (публичных) прав и обязанностей. Непременным участником административного отношения является орган государственного управления (публичный орган): федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство, государственные органы, осуществляющие властную, исполнительно-распорядительную деятельность и другие публичные органы, наделенные специальными властными полномочиями.
Административные отношения различаются как по содержанию, так и по субъектному составу (статусу их участников).
Субъекты
административного отношения
В
административно-правовом отношении
может принимать участие
Субъектами
административно-правового
Таким образом, предмет административного права образуют довольно разнообразные общественные отношения, которые не позволяют лаконично определить как его предмет. Однако, нет сомнения в том, что основу предмета административного права образуют управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов в различных сферах и отраслях российского общества4.
Административное
право регулирует не только собственно
управленческие отношения, но и устанавливает
различные виды административно-правовых
режимов, а также регламентирует некоторые
другие отношения5. В то же время
следует отметить, что административное
право регулирует не только управленческие
отношения. Административные нормы-дефиниции,
нормы, определяющие круг субъектов, на
которых распространяется действие нормативных
правовых актов, закрепляющие требования
к содержанию фактической деятельности
тех или иных работников, и т.п. регулируют
иные, не управленческие отношения.
1.2
Понятие административного
права, его функции и
принципы
Административное право как понятийная категория означает, прежде всего, государственно-управленческое право, публичную отрасль права, т.к. объектом регулирования его норм и правил являются, как было отмечено выше, управленческие отношения, складывающиеся в основном в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, и другие управленческие отношения, в которых властным субъектом управления всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственного управления, их должностное лицо или законодательно уполномоченный общественный орган.
Административное право понимают как науку, как учебную дисциплину и как отрасль права.
Информация о работе Административное право в системе российского права