Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:41, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что категории «система права» является ключевой в теории государства и права. И структура и внутренние элементы системы права требуют: четкости, целостности, непротиворечивости, совершенствования. От этого зависит правотворчество, правовые отношения, механизм правового регулирования, законность и правопорядок, и все право в целом.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика системы права…………………………
1.1. Понятие и признаки системы права…………………………………
1.2. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права………………………………………………..
1.3. Структурные элементы системы права……………………………...
1.4. Характеристика отраслей Российского права………………………
Глава 2. Общая характеристика публичного и частного права………...
2.1. Истоки разделения и критерии разграничения публичного и частного права………………………………………………………….
2.2. Частное и публичное право в системе Российской Федерации…...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Н.В. Разуваев в обоснование выделения частного и публичного права указывает на наличие в духовной культуре двух самостоятельных и специфических областей: правовой и политической. Таковые, по его мнению, «включают» в правовой проекции частное и публичное право23.
В свою очередь, по мнению С.В. Полениной группировка отраслей на публичный и частный блоки происходит «в соответствии с предметом и методом правового регулирования»24. Из всего спектра элементов, образующих предмет регулирования значение имеет практически лишь один – состав субъектов. В частном праве – это граждане и юридические лица. Государство может выступать в частноправовых отношениях лишь как казна либо через казенные предприятия, однако, с теми же правами и обязанностями, что и иные участники правоотношений. В публичном праве – одной из обязательных сторон является государство или его орган. Соответственно, центр тяжести подразделения на частное и публичное перемещается на метод правового регулирования. В сфере частноправовых отношений все отношения возникают, изменяются и прекращаются по волеизъявлению их участников и строятся на принципе равноправия субъектов. В публичном праве государственные органы предстают носителями властных полномочий, но, как предполагается, действуют в интересах общества и государства. Соответственно, основной метод правового регулирования в этой сфере – отношения власти и подчинения. Поэтому большая часть норм в публичном праве является императивными, а в частном праве – диспозитивными25.
Деление права на частное и публичное является достаточно распространенным и анализируется в трудах многих ученых на протяжении многих веков. В то же время нельзя сказать, что это деление является общепризнанным и устоявшимся. Встречаются резкие возражения против этого, доказывается невозможность, ненужность или бессмысленность такого деления.
Границы
между публичным и частным правом не являются
гранитными и незыблемыми. Они чрезвычайно
подвижны, что зачастую связано с историческими
и социально-экономическими условиями.
В одни периоды усиливалось влияние публичного
права, в другие - частного.
2.2. Частное и публичное право в системе Российской Федерации.
Справедливо
замечено, что вопрос о делении
права на частное и публичное,
их соотношении затрагивает все
стороны человеческого
Не менее значимо и то, что разграничение публично и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать, таким образом, свою волю всему обществу.
Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно связано с возникновением и развитием института частной собственности. Частное право регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.
Иное
дело сфера действия публичного права.
В публично-правовых отношениях государства
стороны выступают как
Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?
Публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом:
СИСТЕМА ЧАСТНОГО ПРАВА
СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Безусловно, что абсолютной публично правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. Частное право опирается на публичное, без которого оно может быть бессильным, обесцененным. Элементы публичного права проникают во все отрасли права, давая им государственную поддержку. Таким образом, границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Наука давно ищет критерий, позволяющий проводить абсолютно чистое деление права на публичное и частное, но до настоящего времени он четко не определен.
До сих пор продолжаются вестись дискуссии о теоретической и практической значимости, а проще говоря, о целесообразности исследования проблемы соотношения частного и публичного права. Эти дискуссии носят нередко весьма острый характер, приобретая иногда даже политический оттенок.
Делая
выводы, можно констатировать, что в настоящее
время формирующиеся институты рыночной
экономики потребовали и адекватного
правового регулирования. Здесь будет
уместным привести точку зрения Т.Н. Радько,
что «деление на частное и публичное право
не только легально, но и неизбежно. Не
случайно новый Гражданский кодекс России
назван второй конституцией, поскольку
он восстановил естественное право частной
собственности и соответственно стал
основным юридическим фундаментом частного
права – основы рыночной экономики»26.
Заключение
Из изложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей и подотраслей права. Она обладает своими чертами:
- ее первичным элементом выступают нормы права;
- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
- имеет объективный характер.
Первичной клеточкой системы права, регулирующей типовые общественные отношения определенной разновидности, является правовая норма.
Что
касается правового института, то он
представляет собой группу норм права,
регулирующих типичные общественные отношения
и в силу этого приобретающих
относительную
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов.
Метод правового регулирования, - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
а) основанием возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;
б) средствами их обеспечения (санкциями);
в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении;
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей.
Публичное право - это такая правовая сфера, в основе которой - устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и так далее,— словом, институты, построенные в “вертикальной” плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам.
Для публичного права характерен специфический юридический порядок - обобщенно говоря, порядок “власти - подчинения”, - порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц (подвластных, подданных), и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а все другие лица - безусловно им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей, “ведомственной” юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка (гарантиями для граждан, демократическими процедурами) становятся совместимыми со всеми другими подразделениями гуманистического права, но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.