Система права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что категории «система права» является ключевой в теории государства и права. И структура и внутренние элементы системы права требуют: четкости, целостности, непротиворечивости, совершенствования. От этого зависит правотворчество, правовые отношения, механизм правового регулирования, законность и правопорядок, и все право в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика системы права…………………………
1.1. Понятие и признаки системы права…………………………………
1.2. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права………………………………………………..
1.3. Структурные элементы системы права……………………………...
1.4. Характеристика отраслей Российского права………………………
Глава 2. Общая характеристика публичного и частного права………...
2.1. Истоки разделения и критерии разграничения публичного и частного права………………………………………………………….
2.2. Частное и публичное право в системе Российской Федерации…...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

система права.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     На  этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). Диспозитивный метод характеризуется автономией и равноправием сторон регулируемых отношений, а императивный метод основывается на соподчинение одних участников отношений другими.

     Каждая  отрасль права может иметь свой специфический метод правового воздействия на общественные отношения. Так, А.И. Бобылев, выделяет следующие методы правового регулирования как: метод властных предписаний характерный, в основном, для административного права; метод равенства сторон и свободного волеизъявления – для гражданского права; метод справедливого вознаграждения характерен для трудового права; метод запрета – для уголовного права; метод дозволения – для предпринимательского права и так далее. Однако специфика того или иного предмета правового регулирования требует сочетания нескольких методов правового регулирования. К таким отраслям права можно отнести экологическое, аграрное и земельное право. В экологическом праве, с одной стороны, применяется метод властных предписаний, поскольку это необходимо для обеспечения выполнения экологических предписаний, требований охраны окружающей среды, а с другой – употребляется метод равенства сторон и свободного волеизъявления, когда речь идет о свободном использовании природных ресурсов, экономических методах регулирования качества окружающей среды6.

     Таким образом, различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

     Система методов правового регулирования  находится в постоянном движении, с тем,  чтобы определять наиболее эффективное воздействие на тот  или иной круг общественных отношений. 
 
 
 

1.3 Структурные элементы  системы права

     Рассмотрим  элементы системы права.

     Первым  элементом системы права следует определить норму права. Норма права – первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, в чем и проявляется системный характер самого права.

     На  основе правовых норм выделяются в теории правовые институты. Правовой институт – это система взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их свойства, компоненты. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно, в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Таким образом, правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, отражая их своеобразие, это небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. Кроме того, правовые институты позволяют комплексно, всесторонне регулировать, упорядочить соответствующий вид общественных отношений.

       В тоже время отдельные, так называемые смешанные институты могут содержать  нормы, характерные для разных отраслей права.  Например, институт, устанавливающий  ответственность за совершение дисциплинарных поступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее права налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобного взыскания могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права. Наличие смешанных институтов объясняется тем, что в отношениях, регулируемых отраслью права всегда (больше или меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства. В трудовом праве — нормы конституционного, административного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

       Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют новые компонент  системы права – отрасль права.

     Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Приоритетное положение ее в системе права объясняется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни. Причем, регулирование таких отношений осуществляется специфическими приемами и методами. Итак, «отрасль права – это элемент системы права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений присущим ей методом правового воздействия»7.

     Все отрасли права условно можно  разделить на три большие группы. Первая группа – основополагающая; вторая – материальная группа отраслей; третья – процессуальная группа отраслей 8.

     Основополагающей  отраслью в системе права является государственное (конституционное) право. Регламентируя права и свободы  человека, основы экономической и политической организации общества, конституционное право предопределяет основные направления и главное содержание правового регулирования, осуществляемого другими отраслями. Оно является «ядром системы права и любой другой отрасли, юридической базой их развития»9.

     Материальные  отрасли – это отрасли, составляющие костяк правовой системы. Они регулируют основную часть общественных отношений  – управленческие, земельные, трудовые, семейные и так далее. Эти отрасли  справедливо называют «рабочим механизмом системы права»10.

     Процессуальные  отрасли – это своего рода надстройка над материальными отраслями. Они  направлены на обслуживание, обеспечение  материальных отраслей. К ним относятся: уголовно-процессульные, гражданско-процессуальные отрасли.

     Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское - между гражданским и финансовым. Аграрное право – это комплексная специализированная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством органическую систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) общественные отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности11.

     Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на составные части – подотрасли, которые представляют собой объединение групп норм, регулирующих лишь общественные отношения определенного вида, характерные для соответствующей отрасли права. Например, подотраслями гражданского права являются: жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. В отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является. В небольших и тесно консолидированных отраслях (земельном, семейном, уголовно-процессуальном, гражданско-процессульном) подотраслей вообще нет.

          Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.  
 

1.4 Характеристика отраслей Российского права

     В настоящее время в системе  российского права образовалось достаточно большое количество отраслей. Выделяются такие отрасли права, как конституционное, гражданское, административное, финансовое, трудовое, земельное, уголовное, аграрное (сельскохозяйственное), семейное, экологическое, муниципальное, уголовно-процессульное, гражданско-процессуальное и уголовно-испольнительное, то есть всего четырнадцать отраслей12. Причем процесс их формирования  - это постоянный, непрерывной процесс, так что число отраслей права, как мы можем надеяться, только будет увеличиваться.

     Теперь  перейдем непосредственно к характеристикам отраслей, имеющихся в системе права современного общества.

     Конституционное право13. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

     Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция (Основной Закон) государства. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

     Административное  право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и так далее. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

       Финансовое право. Предмет данной отрасли – финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Методы регулирования – контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

     Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и так далее). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт – Земельный кодекс. Методы регулирования – дозволения, разрешения, запреты.

     Сельскохозяйственное  право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

     Основные  нормативные акты – Примерный  устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и другие.

     Трудовое  право. Предмет данной отрасли – сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования – поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

     Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

Информация о работе Система права