Система юридического образования в Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

С учреждением в начале XIX в. новых университетов, с определением основных параметров системы университетского образования <1> развитие образования в России приобретает значение государственного дела. Основной целью его получения становился главным образом научный поиск, освоение методов исследования, углубленное изучение ключевых проблем науки, философская подготовка к исследовательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

И последняя степень - доктор. Претендент на эту степень должен показать знание самой науки, а не только ее системы, освоение не только ее предмета, но и методики, позволяющей "открывать и исправлять" в  ней слабые места. От претендента  на докторскую степень требовалась  сдача устного экзамена по всем факультетским  дисциплинам в присутствии двух депутатов от совета университета. Подготовка ответов на письменный экзамен (четыре вопроса по жребию) производилась  в присутствии экзаменатора. Диссертация  на соискание докторской степени  представлялась и должна была быть защищена на латыни <23>.

--------------------------------

<23> Эта норма скоро утратила силу - к 30-м гг. XIX в. дозволение защищать диссертации на русском языке стало общим правилом. Требование о латинском языке диссертации сохранялось лишь в отношении трудов по филологии, как правило, древней.

 

Научные дисциплины, по которым  проводились испытания на ученую степень, делились на главные и вспомогательные  и вначале определялись университетским  Уставом, а с 1819 г. - Положением о производстве в ученые степени. В зависимости от научной специализации это были: право естественное, право частное, право публичное, право народное; дипломатика; право римское; право российское - публичное, гражданское, уголовное; частное право губерний, состоящих на особых положениях (присоединенных к России и сохраняющих особенности правового регулирования), а также судопроизводство; политэкономия; политическая история <24>. Этот перечень позднее пересматривался. По утвержденной, например, в 1864 г. таблице испытаний учреждались научные степени магистра и доктора по гражданскому праву, уголовному праву, государственному, полицейскому, финансовому праву, международному праву и политической экономии.

--------------------------------

<24> См.: ПСЗ-I. Т. XXXVI. 1819. N 27646.

 

Процедура получения научных  степеней магистра и доктора начиналась со сдачи экзамена комиссии в составе  двух профессоров и декана факультета. Затем испытания проводились  в виде основательного и подробного сначала устного, затем письменного  ответа на четыре (два устных и два  письменных - при соискательстве магистерской степени) или восемь (по четыре - при докторской) вопросов по жребию. Затем проводились чтения публичных лекций - первый или третий подряд соответственно для соискателей магистерской и докторской степеней. Последний этап - защита диссертации в публичном собрании. При этом претендент на кандидатскую степень мог быть допущен к соответствующим экзаменам при представлении им сочинения не ранее чем через год после получения им студенческого аттестата (диплома). Претендентом на степень магистра мог быть кандидат с двухлетним стажем; на степень доктора - магистр со стажем не менее трех лет.

Научные степени кандидата  присуждались советом факультета под  председательством декана; магистра и доктора - советом факультета с  участием депутатов от других факультетов  и двух членов совета университета по жребию; научные степени магистра и доктора утверждались Министром  народного просвещения.

Общее количество защищенных диссертаций по юридическим наукам в России с 1805 по 1863 г. составило около 187, включая докторские, а с 1863 по 1916 г. - 453. По числу юридических защит  первое место в стране занимал  юридический факультет Московского  университета <25>.

--------------------------------

<25> См.: Кричевский Г.Г.  Ученые степени в университетах  дореволюционной России // История  СССР. 1985. N 2. С. 143, 150.

 

Действительный студент  по окончании обучения и "по строгом испытании в знаниях" мог претендовать на замещение на государственной службе должности 14 класса, кандидат - 12, магистр - 9, доктор - 8 <26>. Получение научной степени служило не только свидетельством профессиональной подготовки, оно открывало и определенные социальные перспективы. Например, кандидату прав, поступающему на военную службу, до получения им офицерского звания достаточно было прослужить в должности унтер-офицера три месяца, тогда как для всех остальных был установлен полугодовой срок службы; действительный студент, а после упразднения этого звания - выпускник университета приобретал личное дворянство, получивший ученую степень доктора права - потомственное <27>.

--------------------------------

<26> См.: пункт 26 Именного  указа "Об устройстве училищ" // ПСЗ-I. Т. XXVII. 1802 - 1803. N 20597. На соответствующие классные должности могли претендовать и магистрант - лицо, сдавшее магистерский экзамен, но диссертацию не защитившее, и, соответственно, докторант.

<27> Университетский диплом  уравняли с дворянскою грамотою, - замечал М.П. Погодин (см.: Петров  Ф.А. Указ. соч. С. 87).

 

Удостоенные научных степеней магистра и доктора лица могли  замещать должности на кафедрах российских университетов. Сначала это были должности профессора и адъюнкта, затем вместо должности адъюнкта была введена должность доцента, упраздненная по Уставу 1884 г. Широкое  распространение получила приват-доцентура. Звание приват-доцента можно было получить не ранее чем через три  года после окончания университета, после выдержанного испытания на степень магистра и получения  в одном из российских университетов  свидетельства на право преподавания. Такие свидетельства выдавались университетами по результатам двух пробных лекций по темам - одной по выбору испытуемого, другой - по предложению факультета. По разрешению Министра приват-доцентами могли стать имеющие научные степени и профессора других вузов, а также известные в науке ученые. Испытание могло быть как устным, так и письменным. Письменное испытание - защита диссертации pro venia legendi (для получения звания приват-доцента без предварительной сдачи экзаменов) - не являлось ни кандидатской, ни магистерской диссертацией. Ее цель - получить право чтения лекций, потому оценке при таких защитах подлежало изучение предмета и основных сочинений по нему, ясность изложения освоенного материала, изученной литературы, а не столько самостоятельного исследования.

Подготовке юристов в  системе российского университетского образования уделялось особенное  внимание, ведь выпускник юридического факультета становился претендентом на ключевые посты в органах государственного управления, системе правосудия. Поэтому  и отбор студентов на юридические  факультеты осуществлялся, как правило, с отступлением от общих правил. К примеру, когда в конце 1855 г. состоялось решение о приеме в университеты молодых людей без ограничения их числа, а правилами о вступительных экзаменах для желающих поступить в университеты от экзаменов освобождались окончившие курс в гимназиях, на юридическом факультете испытания по латинскому и немецкому языкам проводились и для выпускников гимназий. Не выдержавшие вступительных испытаний выпускники гимназий на юридический факультет не принимались.

Повышенные требования к  будущим юристам предъявлялись  и в процессе обучения. Контрольными формами знаний студентов-юристов  были репетиции, курсовые экзамены и  экзамены по окончании обучения. Перед  преподавателями специально ставилась  цель - выяснить на курсовых экзаменах  и репетициях степень понимания  студентами предмета: понятен ли им предмет, о котором говорят. Репетиции  проводились каждые полгода не более  чем по двум предметам. Репетиции  были своего рода проверкой усвоенных  знаний в дискуссионном ключе. Профессорам, которые обучали студентов юридическим  наукам, специально предписывалось проводить  со студентами беседы, для того чтобы  приучить их "основательно и свободно изъяснять свои мысли" (§ 122 Устава императорского Московского университета). Репетиции давали возможность оценить в том числе усвоение студентами основ риторики. А вот относительно курсовых экзаменов высказывались предложения об их отмене. Например, профессор Харьковского университета Е.С. Гордеенков, ратуя за отмену курсовых экзаменов, считал, что экзамены позволяют процесс постоянного усвоения знаний заменить "поверхностным" приготовлением к ответам, используя не мышление, а память. Курсовые экзамены отменены не были, а со временем формы контроля ужесточаются. Например, введение письменного экзамена наряду с устным для соискателей ученой степени кандидата прав связывают с таким случаем.

В 1853 г. сдавший устный экзамен  студент П. представил кандидатскую диссертацию, которая была оценена  как "удовлетворительное во всех отношениях" сочинение. Однако в университете ходили слухи о том, что автором работы, представленной П., был другой, более  сведущий человек. Тогда рецензировавший  диссертацию помощник попечителя пригласил  П. с тем, чтобы предложить ему  письменно ответить на вопросы, взятые из диссертации. П. не смог дать на них  ответ. Этот случай в качестве ответной меры заставил как обязательное испытание ввести проведение письменного экзамена: подготовка письменного ответа на два вопроса по теме диссертации осуществлялась в присутствии ректора, декана и ведущего профессора кафедры по дисциплине, по которой планировалась защита. Собственно, и качество представляемых кандидатских диссертаций со временем снижалось. Поэтому при подготовке кандидатских диссертаций от студентов специально требовали самостоятельности, а не "одних только выписок из чужих сочинений". В конце концов по университетскому Уставу 1884 г. научных степеней для преподавателей на университетских кафедрах осталось только две - магистр и доктор.

Но научная подготовленность российских правоведов, как и качество преподавательского состава университетов, продолжала вызывать озабоченность  научного сообщества. Широкая дискуссия  была развернута в ходе обсуждения университетской реформы в начале XX в. Тогда вставал и вопрос об упразднении двухступенчатой аттестации научных кадров. Подготовка двух диссертаций - магистерской и докторской - одним виделась излишним трудом, а "устранение сложных и стеснительных условий к достижению докторской степени и вызванное этим облегчение в деле приобретения формального права", как считали, вызовет "усиленный приток молодых ученых сил". Другие, наоборот, утверждали, что развитие ученого происходит "от обобщения уже добытых другими результатов" к участию в деятельном "усовершенствовании науки, в ее движении вперед", что предполагает прохождение двух различных по содержанию этапов жизни в науке <28>. Противник двухступенчатой системы научной аттестации профессор А.И. Введенский замечал, что "первую плохую работу нередко пропускают в надежде, что вторая окажется лучше, а когда появляется вторая, уже забывается, почему была пропущена первая"; забраковать же вторую диссертацию весьма трудно из сострадания к ее исполнителю, который, как правило, 6 - 10 лет работал над ее текстом. Другой известный правовед профессор В.Г. Щеглов, настаивая на необходимости сохранения в качестве аттестационного инструмента двух диссертаций, убеждал: "Магистерская диссертация - первый опыт самостоятельной разработки вопроса, его анализ, а не синтез. Докторская диссертация - это уже синтез в научной деятельности ученого, выражение его научной зрелости и самостоятельности научного мышления".

--------------------------------

<28> См., например, особые  мнения профессоров Харьковского  университета В.А. Стеклова и  В.Я. Данилевского // Труды Совещания  профессоров по университетской  реформе, образованного при Министерстве  народного просвещения под председательством  Министра графа И.И. Толстого  в январе 1906 г. СПб., 1906. С. 230 - 231, 241.

 

Развивать свой интеллектуальный потенциал студенчество могло не только в университетских аудиториях и публичных библиотеках. До поры каких-либо ограничений для посещения  студентами внеуниверситетских мероприятий  с пользой для собственного разностороннего  развития не было. Поощрялся интерес  студентов-юристов к истории, философии, литературе. В Москве с начала XIX в. организовывались кружки интеллектуалов "по интересам". Так называемые салоны в домах аристократических  фамилий и вечера у выдающихся литераторов и ученых имели большое  значение в плане просветительства. На вечерах можно было поделиться впечатлениями от литературных новинок, обменяться мыслями, поучаствовать  в дебатах по научным проблемам. Считалось, что молодежь, участвуя в  таких вечерах, приобщалась к  искусству грамотного ведения диалога, пробуждался интерес к изучению наук. В 30 - 40 гг. XX в. известными были кружки А.П. Елагиной-Киреевской, Н.В. Станкевича, Т.Н. Грановского.

Позднее "юридическая публика" начинает обособляться, и популярность приобретают научные общества, организуемые сначала как кружки, а затем  официально учреждаемые при юридических  факультетах университетов <29>. В  середине 80-х гг. XIX в. юридические  научные общества уже действовали при многих российских университетах. Со временем они становятся не только научной, но и легальной политической трибуной. К этому времени проведение публичных лекций стало редкостью, и на заседаниях юридического общества, проводимых, например, по случаю Татьяниного дня, годовщины отмены крепостного права или юбилеев уважаемых профессоров, обсуждались разные темы, в том числе политические, о которых было бы немыслимо говорить в другой обстановке. Для Юридического общества при Московском университете, например, членами которого в то время были известные своей общественно-политической деятельностью далеко за пределами университетских аудиторий профессора В.А. Гольцев, Ю.С. Гамбаров, Н.А. Зверев, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, И.И. Янжул, было характерным всякую речь снабдить "душком" оппозиционности, как говорили, "прозрачной", чтобы только возбудить слушателей, и "умеренной", чтобы не привлекать излишнего внимания администрации.

--------------------------------

<29> Из наиболее известных следует назвать, например, кружок В.Д. Спасовича (см.: Скрипилев Е.А. В.Д. Спасович - король русской адвокатуры. М., 1999. С. 26).

 

Юридические общества при  российских университетах имели  свои постоянные печатные органы, где  освещалась научная и просветительская деятельность их членов. "Юридический  вестник" Московского юридического общества, "Журнал гражданского и  уголовного права" Санкт-Петербургского юридического общества служили проводниками "столичной" юридической мысли, исследований ученых этих двух столичных  университетов. В большинстве же других университетов постоянных органов  не было, презентация их работы осуществлялась чаще всего в местных газетах, но некоторые университеты начали периодически издавать свои труды. Нужно заметить, что юридические общества, которые  образовывались при университетах, особенно в провинции, являлись центрами, которые распространяли и поддерживали интерес к правовым знаниям не только научного, но и воспитательного, культурного характера у широких  кругов образованных людей, а не только юристов-профессионалов. Принципы законности, свободы личности, равно как принцип следования в своей самостоятельной деятельности не только юридическими, но и нравственными обязанностями, лежали в основе уставов, которыми руководствовались юридические общества <30>. Самостоятельное значение имели и студенческие кружки, имевшие целью приобщение юношества к наукам <31>. Как утверждают исследователи, именно "на страницах журналов, в студенческих кружках, в общественных научных организациях, в домашнем кругу отдельных представителей науки... создавался... культ науки... энтузиазм учащейся молодежи" <32>.

Информация о работе Система юридического образования в Российской Империи