Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 02:32, курсовая работа
С учреждением в начале XIX в. новых университетов, с определением основных параметров системы университетского образования <1> развитие образования в России приобретает значение государственного дела. Основной целью его получения становился главным образом научный поиск, освоение методов исследования, углубленное изучение ключевых проблем науки, философская подготовка к исследовательской деятельности.
Продолжалась подготовка
"военных законоведов", которую
начали еще при Петре I в школе
при Военной коллегии. Военно-юридическое
учебное заведение как
------------------------------
<12> Положение об Аудиторской школе от 26 марта 1832 г. // ПСЗ-II. Т. VII. 1832. N 5253.
<13> Временное положение о Военно-юридической академии от 17 июня 1878 г. // ПСЗ-II. Т. LIII. Отд. 1. 1878. N 58637.
Новые университетские уставы
в последующем принимались по
мере возникновения необходимости:
совершенствование системы
В университеты принимались молодые люди не моложе 17 лет. Они должны были иметь определенный уровень образовательной подготовки. Свидетельством такой подготовки могло служить, например, оконченное обучение в гимназии. Для получивших домашнее образование перед поступлением в университет необходимо было пройти испытания в гимназии.
Основная цель - "подготовка юношества для вступления в различные звания государственной службы" - достигалась допущением в университеты исключительно лиц "свободных состояний", "детей высшего класса".
В образованный в 1755 г. Московский университет допуск "крепостных и помещиковых людей" запрещался вовсе, а обнаружившим стремление к обучению несвободным людям сначала должно было быть предоставлено личное освобождение и "пристойное" содержание на все время обучения (которое запрещалось прерывать, а окончивший обучение признавался вольным). Это ограничение снял университетский Устав 1804 г.
Но оставалось ограничение иного рода. Плата за обучение в университете была доступна далеко не всему населению; освобождение от оплаты обучения в университетах (или разрешение на ее снижение) могли получить только "бедные дворяне" (при Николае I). Либерализация правил приема в университеты по университетскому Уставу 1863 г. повлекла "проникновение" в университеты лиц "неимущих классов" и, как следствие, вызвала массовые студенческие волнения в 70-х гг. XIX в. (например, в 1869, 1874, 1878 гг.). Ответной мерой Правительства было решение об ограничении притока в университеты необеспеченных учащихся, ограничении стипендии, повышении платы за обучение и уменьшении льгот по оплате (по университетскому Уставу 1884 г.). В 1887 г. плату еще раз увеличили, а доступ детей крестьян и мещан в гимназии был запрещен (по знаменитому Циркуляру о "кухаркиных детях"). Однако было сохранено право на обращение с ходатайством о снижении оплаты обучения. Студенты могли обращаться с прошениями об освобождении от оплаты и о назначении стипендий. Чтобы получить стипендию, необходимо было пройти испытания конкурсного характера: представить научную работу, успешно выдержать коллоквиум по ее содержанию и устное испытание. Позднее правила менялись; выдвигались требования высокого общего балла по результатам семестрового испытания, представление свидетельства о недостаточном материальном положении и др. <14>.
------------------------------
<14> При университетах создавались "общества пособия нуждающимся студентам", которые рассматривали соответствующие обращения; в большинстве случаев они признавались достойными удовлетворения (например, из 310 прошений, рассмотренных таким Обществом Харьковского университета за неполные три последних месяца 1910 г., было удовлетворено 234). См.: Отчет казначея Общества для пособия нуждающимся студентам императорского Харьковского университета за 1910 год. Харьков, 1910. С. 8.
Повышение платы за обучение в целом не вполне соответствовало интересам государства, поэтому власть была обеспокоена высокой стоимостью обучения в вузах. В 1904 г. Правительством было предложено унифицированное требование, чтобы плата за слушание лекций не превышала 25 руб. за полугодие.
Студентам не дозволялась "корпоративность": каждый студент считался самостоятельным и единолично "посещающим университет". Для получения образования не устанавливалось ограничений по религиозной принадлежности: обучение было доступным для всех народов России <15>.
------------------------------
<15> Например, в Положении о устройстве евреев, в котором содержался специальный раздел "О просвещении", устанавливалось, что дети евреев принимаются и обучаются во всех училищах, гимназиях, университетах "без всякого различия от других детей" (п. 1), дети не должны принуждаться к обучению чему-либо, противоречащему иудейским религиозным догматам (п. 2), отличившиеся в учебе производятся "в университетские степени наравне с прочими российскими подданными" (п. 5), для нежелающих обучаться в народных училищах дозволялось учреждение "особенных школ" (п. 6), установленным требованием для таких школ было только обязательное изучение одного из языков - русского, немецкого или польского // ПСЗ-I. Т. XXVIII. 1804 - 1805. N 21547.
В ходе прохождения университетского
курса обучения студентам рекомендовалось
углубленное изучение наук; успехи
в учебе открывали возможности
для продолжения научной
------------------------------
<16> См.: Летопись Московского университета. 1755 - 1979. М., 1979. С. 23.
Поощрением для студентов были также приглашения на практические занятия или рекомендации окончившим университет со степенью кандидата прав для работы на государственной службе. В пору, когда поощрением за успехи в изучении права было направление на службу на ответственные государственные посты, стремление к отличию было обычной мотивацией студентов к ученическому труду. По повелению императора наиболее отличившиеся в добросовестном и успешном обучении, после окончания ими курса юридического факультета со степенью кандидата прав, получали рекомендацию совета университета для службы в столичных министерствах. Число таких студентов год от года только возрастало, поэтому с 1843 г. именной резолюцией царь ограничил число удостаивавшихся такого поощрения - "довольно трех от каждого университета".
С 1869 г., когда была учреждена премия Сергея Зарудного (ее финансирование осуществлялось из фонда, составленного из пожертвований коллег и сослуживцев государственного деятеля эпохи "великих реформ" С.И. Зарудного), этой премией ежегодно поощрялись авторы лучших юридических сочинений, в том числе авторы выдающихся студенческих работ.
К окончанию XIX столетия в
России была сформирована высококлассная
система высшего юридического образования,
главными составляющими которой
были: сильный преподавательский
состав, который обеспечивался хорошей
научной подготовкой и
------------------------------
<17> См.: Ерман Л.К. Состав интеллигенции в России в конце XIX и начале XX в. // История СССР. 1963. С. 165 - 166.
Возрастает и число юристов. К 1889 г. доля студентов-юристов составляла 43,1 от всего состава российского студенчества <18>, а в начале XX в. ежегодно в юридических учебных заведениях России обучалось около 850 студентов <19>. Увеличение количества подготавливаемых юристов вместе с тем не ставилось в качестве самоцели. Исследователи истории Томского университета пишут: "Все первые 10 лет работы университета в составе одного факультета (с его учреждения в 1888 г. - Е.Ю.) пришлось бороться за открытие юридического факультета. Царизм не стремился ни к участию ученых-правоведов в законотворчестве и правовом процессе, ни к формированию правосознания масс" <20>. Однако это утверждение не вполне верно отражает реальную картину. Если с начала XIX в. учреждение университетов с обязательным юридическим факультетом в их составе проводится по мере возрастания потребностей в высокообразованных юридических кадрах на местах, то спустя столетие не меньшее внимание государством уделяется и подбору профессорского состава университетов. Юридические факультеты по-прежнему готовили кадры в первую очередь для государственной службы. От того, какого уровня профессиональная подготовка будет обеспечена студентам, зависела эффективность системы государственного управления в целом. Поэтому прежде чем формировать студенческий контингент, необходимо было укомплектовать профессорский состав. А поскольку в начале XX в. малообеспеченные студенты, например, в Московском университете составляли 54,3 от всего студенческого состава <21> (чем отчасти объяснялись настроения студенчества, его усиливающаяся левизна), то с позиций государственного интереса профессорский состав необходимо было комплектовать не только как исключительно профессиональный, но и "благонадежный".
------------------------------
<18> См.: Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.) // Государство и право. 2000. N 9. С. 84.
<19> См.: Ерман Л.К. Указ. соч. С. 172.
<20> Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. С. 501.
<21> См.: Гросул В.Я. Власть и общественное мнение в России XVIII - XX веков // Труды Института российской истории. Вып. 5 / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2005. С. 154.
Между тем юридическое
образование было необходимым условием
для замещения всех судейских
должностей, а кроме того, большинства
административных должностей. Выпускники
юридических факультетов
------------------------------
<22> См.: Скрипилев Е.А. Указ. соч. С. 81, 84, 85.
Программы для обучения студентов-юристов
изменялись по мере развития правоведения
и юридической жизни; сказывалось,
конечно, и влияние политических
событий. Определенная тенденция прослеживалась
в направлении ограничения
По общему правилу переход
студентов из одного университета в
другой разрешен не был. Кроме того,
выпускники гимназий могли претендовать
на обучение только в университете
того учебного округа, в котором
был окончен гимназический
Университетский Устав 1835 г.
установил правило
Всего научных степеней было четыре. Первая степень - действительный студент, лицо, окончившее университетский курс юридических наук. Свидетельством получения этой - первой - ученой степени служил аттестат, а позднее диплом. Аттестаты и дипломы выдавались окончившим курс и доказавшим получение знаний. Выдачей диплома I или II степени завершались выпускные испытания в юридической комиссии. Для того чтобы получить диплом I степени, необходимо было успешно пройти испытания. По выбору студента это могло быть представление сочинения, которое должно было быть одобрено юридической комиссией, а знания на экзаменационных испытаниях по римскому праву, гражданскому и уголовному праву должны были быть оценены комиссией как "весьма удовлетворительные". Без представления сочинения на диплом I степени мог претендовать прошедший испытания по пяти устным предметам также с отметкой "весьма удовлетворительно". Диплом II степени выдавался после прохождения испытаний с отметкой "удовлетворительно", представление сочинения не требовалось. Не окончившие либо не приобретшие надлежащих знаний (не выдержавшие выпускных студенческих испытаний) получали свидетельства, где указывались все прослушанные ими курсы; при поступлении на службу они не могли претендовать на получение классного чина, как другие студенты-выпускники.
Далее следовала ученая степень кандидат прав - лицо, окончившее курс с отличными успехами или показавшее особые способности и представившее письменное сочинение. Претендент в кандидаты неотличник должен был сдать устный экзамен (позднее был введен письменный - в присутствии экзаменатора).
Следующая степень - магистр. Им мог стать кандидат, доказавший наличие знаний о системе науки "в целом и ее частях". Претендующий на ученую степень магистра должен был сдать устный и письменный экзамены по профильным наукам, при этом устный - на неопределенное число вопросов, письменный - на два по жребию под наблюдением экзаменатора. Претенденту на магистерскую степень определялась факультетом тема для написания диссертации на русском или латинском языке, которая должна была быть защищена публично.
Информация о работе Система юридического образования в Российской Империи