Система юридического образования в Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

С учреждением в начале XIX в. новых университетов, с определением основных параметров системы университетского образования <1> развитие образования в России приобретает значение государственного дела. Основной целью его получения становился главным образом научный поиск, освоение методов исследования, углубленное изучение ключевых проблем науки, философская подготовка к исследовательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

Продолжалась подготовка "военных законоведов", которую  начали еще при Петре I в школе  при Военной коллегии. Военно-юридическое  учебное заведение как самостоятельное  образовательное учреждение было организовано по инициативе и при участии Николая I. В 1832 г. была учреждена Аудиторская  школа <12>, преобразованная в 1846 г. в Аудиторское училище с присвоением  статуса общеобразовательного заведения  для подготовки гражданских чиновников для военного ведомства. Подготовку военных юристов высшей квалификации с 1867 г. начала осуществлять Военно-юридическая  академия <13>, по имени ее создателя  Александра II названная в 1899 г. Александровской. На Академию было возложено обучение офицеров для подготовки их к службе по военно-судебному ведомству: военными судьями, прокурорами, следователями.

--------------------------------

<12> Положение об Аудиторской  школе от 26 марта 1832 г. // ПСЗ-II. Т. VII. 1832. N 5253.

<13> Временное положение  о Военно-юридической академии  от 17 июня 1878 г. // ПСЗ-II. Т. LIII. Отд. 1. 1878. N 58637.

 

Новые университетские уставы в последующем принимались по мере возникновения необходимости: совершенствование системы университетского образования или корректировка  политического курса власти сказывались  и на нормативной регламентации  жизни высшей школы. Всего университетских  Уставов было издано пять. Помимо названного первого Общего устава российских университетов 1804 г., новые Уставы были утверждены в 1835, 1863, 1885 и 1903 гг. Нетрудно заметить, что как раз в эти периоды  в социальной жизни страны происходят политически весьма значимые события.

В университеты принимались  молодые люди не моложе 17 лет. Они  должны были иметь определенный уровень  образовательной подготовки. Свидетельством такой подготовки могло служить, например, оконченное обучение в гимназии. Для получивших домашнее образование перед поступлением в университет необходимо было пройти испытания в гимназии.

Основная цель - "подготовка юношества для вступления в различные  звания государственной службы" - достигалась допущением в университеты исключительно лиц "свободных  состояний", "детей высшего  класса".

В образованный в 1755 г. Московский университет допуск "крепостных и помещиковых людей" запрещался вовсе, а обнаружившим стремление к обучению несвободным людям сначала должно было быть предоставлено личное освобождение и "пристойное" содержание на все время обучения (которое запрещалось прерывать, а окончивший обучение признавался вольным). Это ограничение снял университетский Устав 1804 г.

Но оставалось ограничение  иного рода. Плата за обучение в  университете была доступна далеко не всему населению; освобождение от оплаты обучения в университетах (или разрешение на ее снижение) могли получить только "бедные дворяне" (при Николае I). Либерализация правил приема в университеты по университетскому Уставу 1863 г. повлекла "проникновение" в университеты лиц "неимущих классов" и, как следствие, вызвала массовые студенческие волнения в 70-х гг. XIX в. (например, в 1869, 1874, 1878 гг.). Ответной мерой Правительства было решение об ограничении притока в университеты необеспеченных учащихся, ограничении стипендии, повышении платы за обучение и уменьшении льгот по оплате (по университетскому Уставу 1884 г.). В 1887 г. плату еще раз увеличили, а доступ детей крестьян и мещан в гимназии был запрещен (по знаменитому Циркуляру о "кухаркиных детях"). Однако было сохранено право на обращение с ходатайством о снижении оплаты обучения. Студенты могли обращаться с прошениями об освобождении от оплаты и о назначении стипендий. Чтобы получить стипендию, необходимо было пройти испытания конкурсного характера: представить научную работу, успешно выдержать коллоквиум по ее содержанию и устное испытание. Позднее правила менялись; выдвигались требования высокого общего балла по результатам семестрового испытания, представление свидетельства о недостаточном материальном положении и др. <14>.

--------------------------------

<14> При университетах создавались "общества пособия нуждающимся студентам", которые рассматривали соответствующие обращения; в большинстве случаев они признавались достойными удовлетворения (например, из 310 прошений, рассмотренных таким Обществом Харьковского университета за неполные три последних месяца 1910 г., было удовлетворено 234). См.: Отчет казначея Общества для пособия нуждающимся студентам императорского Харьковского университета за 1910 год. Харьков, 1910. С. 8.

 

Повышение платы за обучение в целом не вполне соответствовало  интересам государства, поэтому  власть была обеспокоена высокой  стоимостью обучения в вузах. В 1904 г. Правительством было предложено унифицированное  требование, чтобы плата за слушание лекций не превышала 25 руб. за полугодие.

Студентам не дозволялась "корпоративность": каждый студент считался самостоятельным  и единолично "посещающим университет". Для получения образования не устанавливалось ограничений по религиозной принадлежности: обучение было доступным для всех народов  России <15>.

--------------------------------

<15> Например, в Положении о устройстве евреев, в котором содержался специальный раздел "О просвещении", устанавливалось, что дети евреев принимаются и обучаются во всех училищах, гимназиях, университетах "без всякого различия от других детей" (п. 1), дети не должны принуждаться к обучению чему-либо, противоречащему иудейским религиозным догматам (п. 2), отличившиеся в учебе производятся "в университетские степени наравне с прочими российскими подданными" (п. 5), для нежелающих обучаться в народных училищах дозволялось учреждение "особенных школ" (п. 6), установленным требованием для таких школ было только обязательное изучение одного из языков - русского, немецкого или польского // ПСЗ-I. Т. XXVIII. 1804 - 1805. N 21547.

 

В ходе прохождения университетского курса обучения студентам рекомендовалось  углубленное изучение наук; успехи в учебе открывали возможности  для продолжения научной работы. Кроме того, и в процессе университетского обучения студенты приобщались к  исследовательской деятельности. Студентам, например, предлагалось участие в  конкурсе на соискание медалей. Вручению медалей предшествовало объявление темы для написания сочинений  на латинском (позднее - русском) языке: победителям в присутствии широкой  публики вручались медали. Золотая  или серебряная медали (общим числом до 8) присуждались ежегодно за лучшее сочинение (их торжественное вручение проходило в апреле), авторы менее  удачных трудов могли заслужить  похвальный отзыв, публичную похвалу, рекомендацию для напечатания отдельных  глав работы, назначение стипендии  или пособия. Наиболее отличившиеся студенты могли направляться для  продолжения обучения за границу. Так, одни из первых отличившихся выпускников  Московского университета С.Е. Десницкий  и И.А. Третьяков в 1760 - 1767 гг. изучали  юриспруденцию в университете Глазго и вернулись в Россию со степенью доктора прав <16>.

--------------------------------

<16> См.: Летопись Московского  университета. 1755 - 1979. М., 1979. С. 23.

 

Поощрением для студентов  были также приглашения на практические занятия или рекомендации окончившим университет со степенью кандидата  прав для работы на государственной  службе. В пору, когда поощрением за успехи в изучении права было направление на службу на ответственные  государственные посты, стремление к отличию было обычной мотивацией студентов к ученическому труду. По повелению императора наиболее отличившиеся в добросовестном и успешном обучении, после окончания ими курса  юридического факультета со степенью кандидата прав, получали рекомендацию совета университета для службы в  столичных министерствах. Число  таких студентов год от года только возрастало, поэтому с 1843 г. именной  резолюцией царь ограничил число  удостаивавшихся такого поощрения - "довольно трех от каждого университета".

С 1869 г., когда была учреждена  премия Сергея Зарудного (ее финансирование осуществлялось из фонда, составленного  из пожертвований коллег и сослуживцев  государственного деятеля эпохи "великих  реформ" С.И. Зарудного), этой премией  ежегодно поощрялись авторы лучших юридических  сочинений, в том числе авторы выдающихся студенческих работ.

К окончанию XIX столетия в  России была сформирована высококлассная система высшего юридического образования, главными составляющими которой  были: сильный преподавательский  состав, который обеспечивался хорошей  научной подготовкой и стажировкой  за границей, достаточная материальная база, самостоятельность студентов  и вовлечение их в занятия наукой. К этому времени уровень образованности в обществе был уже довольно высоким. Все более высоким становилось  и стремление к образованию. По данным всеобщей переписи населения 1897 г., преподавателей, занимавшихся частной практикой, было свыше 68 тыс. человек, а состоявших на службе у частных лиц образованных людей (управляющих, иных служащих) - около 205 тыс. человек, это было в 3,5 раза больше, чем дворянских усадеб в сельской местности <17>.

--------------------------------

<17> См.: Ерман Л.К. Состав интеллигенции в России в конце XIX и начале XX в. // История СССР. 1963. С. 165 - 166.

 

Возрастает и число  юристов. К 1889 г. доля студентов-юристов  составляла 43,1 от всего состава российского  студенчества <18>, а в начале XX в. ежегодно в юридических учебных заведениях России обучалось около 850 студентов <19>. Увеличение количества подготавливаемых юристов вместе с тем не ставилось в качестве самоцели. Исследователи истории Томского университета пишут: "Все первые 10 лет работы университета в составе одного факультета (с его учреждения в 1888 г. - Е.Ю.) пришлось бороться за открытие юридического факультета. Царизм не стремился ни к участию ученых-правоведов в законотворчестве и правовом процессе, ни к формированию правосознания масс" <20>. Однако это утверждение не вполне верно отражает реальную картину. Если с начала XIX в. учреждение университетов с обязательным юридическим факультетом в их составе проводится по мере возрастания потребностей в высокообразованных юридических кадрах на местах, то спустя столетие не меньшее внимание государством уделяется и подбору профессорского состава университетов. Юридические факультеты по-прежнему готовили кадры в первую очередь для государственной службы. От того, какого уровня профессиональная подготовка будет обеспечена студентам, зависела эффективность системы государственного управления в целом. Поэтому прежде чем формировать студенческий контингент, необходимо было укомплектовать профессорский состав. А поскольку в начале XX в. малообеспеченные студенты, например, в Московском университете составляли 54,3 от всего студенческого состава <21> (чем отчасти объяснялись настроения студенчества, его усиливающаяся левизна), то с позиций государственного интереса профессорский состав необходимо было комплектовать не только как исключительно профессиональный, но и "благонадежный".

--------------------------------

<18> См.: Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.) // Государство и право. 2000. N 9. С. 84.

<19> См.: Ерман Л.К. Указ. соч. С. 172.

<20> Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. С. 501.

<21> См.: Гросул В.Я. Власть и общественное мнение в России XVIII - XX веков // Труды Института российской истории. Вып. 5 / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2005. С. 154.

 

Между тем юридическое  образование было необходимым условием для замещения всех судейских  должностей, а кроме того, большинства  административных должностей. Выпускники юридических факультетов университетов, которые связывали продолжение  профессиональной деятельности с работой  в государственном аппарате, шли  по ведомству Министерства юстиции, становясь судьями, прокурорами, следователями, нотариусами. Кроме того, должности  на государственной службе замещались выпускниками только государственных  университетов; окончание частных  учебных заведений такого права  не давало <22>.

--------------------------------

<22> См.: Скрипилев Е.А. Указ. соч. С. 81, 84, 85.

 

Программы для обучения студентов-юристов  изменялись по мере развития правоведения и юридической жизни; сказывалось, конечно, и влияние политических событий. Определенная тенденция прослеживалась в направлении ограничения университетской  автономии: отдельные вопросы, которые  раньше решали университеты самостоятельно, постепенно передавались в ведение  попечителей или Министерства народного  просвещения. Так, по университетскому Уставу 1835 г. конкурс на замещение  вакантных должностей кафедр объявлялся уже не деканом факультета, а попечителем, а на свободную должность профессора лицо могло быть утверждено приказом Министра. Более либеральный в  отношении определения вопросов самостоятельного ведения факультета университетский Устав 1863 г. подтвердил это право Министра лишь в отношении  известных и авторитетных ученых. А университетский Устав 1885 г., относимый  к числу законодательных актов, обеспечивавших мероприятия "контрреформ", начало выборности в университетской  жизни отменил: назначение профессоров  становилось прерогативой Министра; он, кстати, мог прибегнуть и к  конкурсному отбору преподавателей из числа претендентов.

По общему правилу переход  студентов из одного университета в  другой разрешен не был. Кроме того, выпускники гимназий могли претендовать на обучение только в университете того учебного округа, в котором  был окончен гимназический курс. В 1835 г. университетским Уставом  переход из одного университета в  другой был дозволен.

Университетский Устав 1835 г. установил правило последовательного  получения научных степеней соискателями - сначала магистерской, затем докторской в установленные сроки; отличные успехи в учебе могли обеспечить выпускнику университета степень кандидата  прав. Для того чтобы получить научную  степень ("ученую степень" по терминологии того времени), не проходя соответствующего курса обучения, необходимо было сдать  студенческий экзамен. Научные степени  в системе российского юридического образования - это не только факт специальной  научной подготовки, но в начальный  период деятельности университетов  и свидетельство получения квалификации юриста.

Всего научных степеней было четыре. Первая степень - действительный студент, лицо, окончившее университетский  курс юридических наук. Свидетельством получения этой - первой - ученой степени  служил аттестат, а позднее диплом. Аттестаты и дипломы выдавались окончившим курс и доказавшим получение знаний. Выдачей диплома I или II степени завершались выпускные испытания в юридической комиссии. Для того чтобы получить диплом I степени, необходимо было успешно пройти испытания. По выбору студента это могло быть представление сочинения, которое должно было быть одобрено юридической комиссией, а знания на экзаменационных испытаниях по римскому праву, гражданскому и уголовному праву должны были быть оценены комиссией как "весьма удовлетворительные". Без представления сочинения на диплом I степени мог претендовать прошедший испытания по пяти устным предметам также с отметкой "весьма удовлетворительно". Диплом II степени выдавался после прохождения испытаний с отметкой "удовлетворительно", представление сочинения не требовалось. Не окончившие либо не приобретшие надлежащих знаний (не выдержавшие выпускных студенческих испытаний) получали свидетельства, где указывались все прослушанные ими курсы; при поступлении на службу они не могли претендовать на получение классного чина, как другие студенты-выпускники.

Далее следовала ученая степень  кандидат прав - лицо, окончившее курс с отличными успехами или показавшее особые способности и представившее  письменное сочинение. Претендент в  кандидаты неотличник должен был сдать устный экзамен (позднее был введен письменный - в присутствии экзаменатора).

Следующая степень - магистр. Им мог стать кандидат, доказавший наличие знаний о системе науки "в целом и ее частях". Претендующий на ученую степень магистра должен был сдать устный и письменный экзамены по профильным наукам, при  этом устный - на неопределенное число  вопросов, письменный - на два по жребию под наблюдением экзаменатора. Претенденту  на магистерскую степень определялась факультетом тема для написания  диссертации на русском или латинском  языке, которая должна была быть защищена публично.

Информация о работе Система юридического образования в Российской Империи