Система юридического образования в Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

С учреждением в начале XIX в. новых университетов, с определением основных параметров системы университетского образования <1> развитие образования в России приобретает значение государственного дела. Основной целью его получения становился главным образом научный поиск, освоение методов исследования, углубленное изучение ключевых проблем науки, философская подготовка к исследовательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Е.А. ЮРТАЕВА

 

Юртаева Евгения Анатольевна - ведущий научный сотрудник отдела законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.

 

С учреждением в начале XIX в. новых университетов, с определением основных параметров системы университетского образования <1> развитие образования в России приобретает значение государственного дела. Основной целью его получения становился главным образом научный поиск, освоение методов исследования, углубленное изучение ключевых проблем науки, философская подготовка к исследовательской деятельности. В то же время если студенческую массу во все времена было принято условно разделять на будущих политиков, будущих ученых и будущих обывателей, то юридическим факультетам университетов преимущественно отводилась роль кузницы научных юридических кадров, а также будущих политиков и государственных деятелей, которых со временем стали готовить и специализированные "ведомственные" юридические учебные заведения.

--------------------------------

<1> Создание системы  высшего образования в 1804 - 1805 гг. именуют еще университетской  реформой.

 

Университеты в России возникли из практических потребностей государства; они не были ни плодом научной ассоциации, ни свободным  творчеством оппозиционных официальной власти ученых <2>. Московский, например, университет возник из потребности "иметь подготовленных учителей для дворянских семей". То же - Санкт-Петербургский <3>. Соответствующими были и программы обучения на юридических факультетах университетов.

--------------------------------

<2> О сравнительных особенностях юридической подготовки кадров в рамках университетской системы в России и Западной Европе см.: Юртаева Е.А. Организация профессиональной подготовки юристов в дореволюционной России // Журнал российского права. 2008. N 7.

<3> См.: Державин Н.В.  Высшая школа и революция. М.-Пг., 1923. С. 11.

 

В Указе "Об учреждении Московского  университета и двух гимназий" определялось, что на юридическом факультете образуются три кафедры - натурального народного  права (естественного права), юриспруденции, российской и политики - и, соответственно, три должности профессора: всей юриспруденции (для ведения курсов естественного  права и права Римской империи - древней и новой), юриспруденции  российской (со знанием российских законов) и политики (специалиста по международному праву и международным отношениям со знанием истории предмета).

Длительность изучения отдельного учебного курса ограничивалась годом, разделенным каникулами на полугодия; содержание преподаваемых курсов определялось куратором университета. В качестве учебных занятий практиковались лекции; раз в месяц - диспуты на заданную тему; по окончании полугодия - публичные диспуты для всех желающих.

С начала XIX в. с формированием университетского образования как системы и определением соотношения между корпоративной свободой университетов и участием государства начинает уделяться значительное внимание законодательной регламентации деятельности университетов.

Нормативные акты о внутренней организации, корпоративном статусе  обучающихся и преподавателей - университетские  уставы - имели в системе права  Российской империи особый характер и особое политико-правовое значение, которое позволило "столь реакционному во многих отношениях" российскому  государству стать "одним из основных источников революционных преобразований" <4>.

--------------------------------

<4> См.: Петров Ф.А. Университетский  Устав 1804 г. и становление системы  университетского образования в  России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2004. N 2. С. 60.

 

Первый университетский  Устав был утвержден в 1804 г. и  предназначался первоначально специально для Московского университета <5>. Но вскоре его действие было распространено на открытые Казанский (1804 г.) и Харьковский (1805 г.) университеты; на образованные позднее  университеты нормы университетского Устава распространялись уже в силу обычной правовой практики. По Уставу, в частности, университеты становились центрами научно-исследовательской и общественно-просветительской деятельности, а также и учебно-методическими базами учебных округов - административных единиц, которые ведали учебными заведениями низшей и средней ступеней, равномерно располагаясь по всей территории России <6>. Учебные округа и их центры - университеты - объединяли четырехразрядную систему образовательных заведений в России (приходские школы, уездные училища, губернские гимназии и университеты). Но поскольку подготовка юристов предполагалась не на всех уровнях этой образовательной системы, юридические факультеты университетов имели своеобразный "патент" на подготовку специалистов по праву.

--------------------------------

<5> См.: Устав императорского  Московского университета // Полное  собрание законов Российской  империи. Собр. I (далее - ПСЗ-I). Т. XXVIII. 1804 - 1805. N 21498.

<6> Учебные округа учреждались  в качестве административных  управлений в системе народного  просвещения, к которым приписывались  соответствующие губернии. Так, в начале XIX в. учебный округ Московского университета объединял Московскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Костромскую, Вологодскую, Ярославскую и Тверскую губернии; Виленского университета - Виленскую, Гродненскую, Витебскую, Могилевскую, Минскую, Волынскую, Киевскую и Подольскую; Дерптского университета - Лифляндскую, Эстляндскую, Финляндскую и Курляндскую; Санкт-Петербургского университета - Санкт-Петербургскую, Псковскую, Новгородскую, Олонецкую и Архангелогородскую; Харьковского университета - Слободско-Украинскую, Орловскую, Воронежскую, Курскую, Черниговскую, Полтавскую, Николаевскую, Таврическую, Екатеринославскую и земли донских и черноморских казаков; Казанского университета - Казанскую, Вятскую, Пермскую, Нижегородскую, Тамбовскую, Саратовскую, Пензенскую, Астраханскую, Кавказскую, Оренбургскую, Симбирскую, Тобольскую и Иркутскую губернии (см.: Именной указ "Об учреждении учебных округов с назначением для каждого особых губерний" // ПСЗ-I. Т. XXVII. 1802 - 1803. N 20598).

К 1917 г. университеты как административные центры науки распределены по всей территории страны: в центре (учебные  округа Московский и с 1819 г. Петербургский), в Прибалтике (Дерптский с 1802 г. и Виленский с 1803 г.), на Украине (Харьковский с 1804 г. и Киевский с 1833 г.), в Поволжье (Казанский с 1804 г.), на юге (Новороссийский в Одессе с 1865 г.), в Сибири (Томский с 1888 г.), на Урале (Пермский с 1917 г.), а также в Варшаве (с 1818 г.) и Гельсингфорсе (Хельсинки) (был основан в 1640 г.).

 

По упомянутому Уставу 1804 г. в университетах юридический  факультет формировался как "отделение  нравственных и политических наук", что исследователи называют свидетельством особого значения "нравственной подготовки будущих реформаторов" <7>. На этом факультете изучались: естественное право, политическое и народное право, российское гражданское и уголовное  судопроизводство, римское право, политическая экономия. Позднее, когда для "приуготовления юношества" для государственной службы был создан Царскосельский лицей, воспитание нравственности и там было определено как одна из главных задач обучения. Тесно сопряженные с вопросами нравственности, общетеоретические правовые знания (о правах человека "первоначальных и производных", о правах властелина и подданных и др.), по крайней мере в отдельные годы <8>, изучались уже "начинающими" юристами. Преподавание истории русского права, "положительного законодательства России", "устройства государственных дел", уголовного права, "частного права" (так именовался курс энциклопедии права) и изучение "судных дел" сопровождалось особым вниманием к воспитанию "обязанности благонамеренного служителя общества": наставники Лицея под лозунгами "просвещения" и "образования" прививали воспитанникам нравственность, оценку "неправоты, мздоимства и лицеприятия" как "гнусности".

--------------------------------

<7> См.: Петров Ф.А. Указ. соч. С. 66.

<8> Например, изучавшийся до 1817 г. обязательный курс естественного права был отменен как несоответствующий началам российского государственного строя.

 

Организованные во многом по образцу западноевропейских (в  первую очередь немецких, как наиболее передовых), российские университеты не копировали немецкую систему университетского образования. Широкое самоуправление, автономная деятельность университетской  корпорации действительно были во многом заимствованы из опыта Германии. Однако российские университеты должны были обеспечивать потребности не только и даже не столько чисто научные, сколько совмещать подготовку специалистов, у которых глубокие научные знания не должны были быть "оторванными" от жизни, а служить интересам государственной юридической практики. Кроме того, еще при разработке планов формирования системы народного просвещения большое внимание уделялось идее распространения общей культуры, общевоспитательной подготовке. Поэтому в российском университетском опыте примечательным является не только сочетание теории и практики, ставшее "одной из характерных черт российского университетского образования", но и признание необходимости разносторонней подготовки студентов. Как незыблемое правило принималось, что "все науки имеют взаимную связь: и богослов, и юрисконсульт должны знать историю" <9>.

--------------------------------

<9> См.: Петров Ф.А. Указ. соч. С. 62, 69.

 

Вообще нужно отметить такую специфическую особенность  формирования системы юридического образования в России: несмотря на то, что основной целью образования  юристов была их "практическая" подготовка и, более того, западные "отвлеченные" теории вроде естественного  права с трудом "приживались" на российской научно-юридической почве, именно в России в науке права  сформировался теоретический фундамент - сначала в виде философии права, а затем и энциклопедии права. Конечно, и философия права, и теория естественного права, и энциклопедия права имели схожий предмет изучения, так как все они стремились к познанию основания права и его природы - естественной либо рациональной. Но в российском университетском образовании философии права отводилась роль дисциплины воспитательной направленности, так как ее задачей было еще и осмысление права в этическом контексте.

Акцентирование в предмете философии права на этической  составляющей права со временем позволило  отделить от нее все, что не было непосредственно в поле зрения этой науки. Описание сложившихся форм юридического бытия, энциклопедическое пояснение  общих понятий права затем  выделилось в отдельную сферу  правового знания - общую теорию права. Правда, как это часто случается, "возвышение" одной науки сказалось  на изменении роли другой - философии  права. Можно согласиться с мнением, что в настоящее время в  юридическом образовании явно недостает  философии, той "философии юридического опыта", которая составляет этикофилософское осмысление как позитивного хода развития правовой жизни, так и процесса ее познания <10>.

--------------------------------

<10> См.: Джентиле Ф. О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии // Государство и право. 1995. N 1. С. 137.

 

В конце XVIII в. по мере расширения образовательных программ и вовлечения в круг изучаемых предметов российского законодательного материала актуальным становится вопрос о введении в университетскую среду в качестве средства научного общения русского языка. До этого времени в российских университетах, как и в университетах Запада, все научные занятия (от исследований до чтения лекций и научных диспутов студентов) проводились преимущественно на латыни, хотя отмечалось связанное с этим неудобство. Перевод обучения на русский язык положительно сказался на повышении привлекательности образования.

Учебные планы юридических  факультетов делили изучаемые науки (за исключением богословия) на два  вида: подготовительные (или вспомогательные) и факультетские. В числе первых были логика, математика, римская и  русская литература, история и  география, а также - факультативно - педагогика для тех, кто планировал продолжить деятельность в университете на преподавательском поприще. Факультетские науки объединяли те, которые обеспечивали собственно юридическую подготовку: российское публичное право; история римского права, перевод институций и пандектов, история Русского государства, всеобщая древняя, средняя, новая история; риторика и философия; гражданское право и судопроизводство; политэкономия; дипломатия; уголовное право и судопроизводство; статистика; история философии.

Организация преподавания отдельных  курсов строилась так. Преподаватель  заявлял о том, какой курс он намерен  читать в будущем году, а также  литературу - свою книгу либо сочинение  другого автора как основу курса. Вместе с конспектом лекций эти сведения представлялись профессорами в Министерство народного просвещения. Конспекты  должны были ежегодно пересматриваться каждым из профессоров.

"Быт" университета  характеризовали автономия в  решении задач университетской  деятельности, коллегиальность и  выборность при замещении вакантных  мест на кафедрах. Со временем  университетская автономия корректируется  главным образом в сторону  ограничения самостоятельности  университетов и их корпоративных  структур. С 1820 г. вводится надзор  за преподавателями и студентами - учреждается кафедральная должность  попечителя; программы кафедральных  курсов не могли изменяться  читавшими данные курсы преподавателями.

Подготовка юристов в  целом оставалась "практической": она была нацелена на освоение законодательного материала именно с тем, чтобы  использовать эти знания в правоприменении и только в самой малой степени - для преподавания правоведения. Учебные курсы и "рассуждения" профессоров по предметам юридических дисциплин не шли далее обоснования необходимости изучения права применительно "к практической его пользе". На это обращали внимание первые исследователи российского права Л.А. Цветаев, З.А. Горюшкин. Рассуждая о необходимости юридических знаний на торжественном ежегодном общеуниверситетском собрании в 1820 г., Н.Н. Сандунов говорил о пользе "законоведения" для тех, кто получал знания с "частным" интересом, преследуя лишь цель знать о своих правах и повинностях, для тех, кто готовил себя к государственной службе, а также для тех, кто планировал стать "законоискусником" - заниматься адвокатской практикой. В отношении последних, кстати, считалось, что "полных сведений "законоискусства" нельзя почерпнуть без "истории законодательства российского и древностей, к оному относящихся": только освоив исторические знания, можно приступить к постижению "духа" современных законов <11>. О подготовке юристов специально для законопроектной работы первые профессора юриспруденции в своих трудах не упоминают.

--------------------------------

<11> См.: Сандунов Н.Н. Слово о необходимости знать законы гражданские и о способе учить и учиться российскому законоведению. Изд. 2-е. М., 1822. С. 41 - 43.

 

Наряду с университетами подготовка юристов осуществлялась в Ярославском Демидовском юридическом  лицее, в который в 1868 г. было преобразовано  основанное П. Демидовым в 1803 г. на собственные  средства Ярославское училище высших наук. В Лицей, как и в университеты, принимались только выпускники классических гимназий, а с 1898 г. и выпускники духовных семинарий. Программа обучения в Демидовском юридическом лицее (как и в Училище правоведения, готовившего кадры для высших органов власти и управления) была схожа с университетской.

Информация о работе Система юридического образования в Российской Империи