Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Правоотношение-это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники (субъекты)которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, где субъективное право - это вид и мера дозволенного поведения, а юридическая обязанность - это указание в законе либо ином нормативном акте меры должного,необходимого поведения субъекта права.
Правоотношение определяют также и как «„.охраняемое государством общественное отношение,возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников».
Субъективные
права не могут существовать без
юридических обязанностей, с которыми
связывается возможность
28. Соотношение понятий «источник права»и «форма права»
Философская
категория «формы» означает способ
существования и выражения того
или иного объекта, его организацию.
Право, как и всякое общественное
явление, также имеет формы своего
внешнего выражения, объективного, реального
существования и
На наш
взгляд; понятия «источник права»
и «форма права» отождествлять нельзя.Поскольку
«источник» - это точка отсчета, исток,
начало, а «форма» -внешний вид, структура
объекта, то правильно будет разграничить
зги понятия, имея в виду под «формой права»
внешнее выражение письменных юридических
документов, а под «источником права»
- условия, которые явились причиной появления
той или иной формы права, т е источники
формирования права. Источники права могут
быть либо социальные, либо божественные.
В первом случае источником права является
коллективная воля определенного общества,
во втором - божественная воля.Социальная
воля детерминирована материальными,
идеологическими,формально-
Формально-юридические условия возникновения права - это деятельность по созданию, санкционированию,опубликованию государственным органом правовых предписаний и результаты этого процесса. выражение в юридических актах, которые и являются юридическим источником права
29. Толкование права: понятие, объект,предмет и значение
Толкование- объяснение чего-либо прежде неизвестного, путем умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и оформления стать правовой нормой. Термин «толкование» многозначен. Он обозначает способ познания различных объектов человеческой культуры или понимание различного рода текстов языка. Именно в этом смысле понимается данный термин, когда речь идет о толковании права.
«В самом общем виде толкование правовых норм можно определить как установление содержания нормативных актов, направленное на раскрытие выраженной в них воли законодателя». В процессе толкования устанавливаются смысл и сфера действия нормативного предписания, его основная цель и социальная направленность, место в системе правового регулирования, выясняется общественно-историческая обстановка его принятия и условия, в которых происходит толкование.
Термин«толкование права» обозначает два различных, но взаимосвязанных понятия: Ц определенный мыслительный процесс, направленный на установление смысла(содержания норм права), познавательная деятельность с целью установления содержания нормы права, изложенной в НПА; 2} результат данного мыслительного процесса, выраженный в совокупности суждений, раскрывающих содержание толкуемых норм.
Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативные правовые акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов,другие содержащиеся в них правовые положения. Предметом толкования является историческая воля законодателя (нормодателя),выраженная в законе (в нормативном акте), т.е. «дух» закона. Воля законодателя по времени действия закона также учитывается, так как в последовавших за толкуемым законом актах могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов.
Толкование норм права имеет два направления: уяснение «для себя» и разъяснение «для других». Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Уяснение включает в себя: 1}установление подлинности НПА, подлежащего изучению, 2) уяснение текста НПА,«буквы закона», 2} познание воли нормотворческого органа (законодателя), «духа закона», 4) конструирование логической структуры нормы права на основе нормативно-правовых предписаний текста НПА.
Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются свойства права,объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.
33. Соотношение понятий «источник права»и «форма права»
Философская
категория «формы» означает способ
существования и выражения того
или иного объекта, его организацию.
Право, как и всякое общественное
явление, также имеет формы своего
внешнего выражения, объективного, реального
существования и
На наш
взгляд; понятия «источник права»
и «форма права» отождествлять нельзя.Поскольку
«источник» - это точка отсчета, исток,
начало, а «форма» -внешний вид, структура
объекта, то правильно будет разграничить
зги понятия, имея в виду под «формой права»
внешнее выражение письменных юридических
документов, а под «источником права»
- условия, которые явились причиной появления
той или иной формы права, т е источники
формирования права. Источники права могут
быть либо социальные, либо божественные.
В первом случае источником права является
коллективная воля определенного общества,
во втором - божественная воля.Социальная
воля детерминирована материальными,
идеологическими,формально-
Формально-юридические условия возникновения права - это деятельность по созданию, санкционированию,опубликованию государственным органом правовых предписаний и результаты этого процесса. выражение в юридических актах, которые и являются юридическим источником права
34. Правопрнменительвые акты: понятие и виды. Общие и отличительные признаки правоприменительного акта н нормйтнвно-пртвового акта
По результатам правоприменения выносится акт применения права (АПП). Акт применения права - это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами!) это письменные акты - документы; 2) исходят от государства; 3) обладают юридической силой.
Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов (НПА): I) НПА содержит государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права -индивидуального; обращены к конкретным липам, распространяются на конкретный случай. 2) НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а АПП - нет;АПП лишь реализует общие предписания НПА. Применяется на основе НПА. 3) АПП не являются формами права, рассчитаны на однократное применение. 4) АПП являются юридическими фактами и служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
В юридическом процессе правоприменительный акт не сводится к одним действиям с теми или иными юридическими последствиями, а имеет одновременно свойства акта-действия, акта-решения и акта-документа.
В качестве решения АПП - это компетентный ответ, индивидуализкрованный вывод, властное предписание по делу. В качестве документа АПП - это официальная форма закрепления, существования и функционирования предписания. В качестве действия АПП - средство его формирования, объективации и документального удостоверения. В структуре АПП различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. По своим видовым особенностям АПП классифицируются на исполнительные и правообеспечительные.И те, и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают,корректируют процессы становления основного решения).
Классификация актов применения права:
1. По
субъектам, осуществляющим
а) акты
государственных органов и
б)акты главы государства (Президента);
в)акты федеральных органов власти и управления;
г)акты органов власти и управления субъектов федерации;
д) акты муниципальных органов;
е)акты коллегиальные и единоличные.
2. По
предмету правового
а) конституционно-правовые;
б)административно-правовые;
в)уголовно-правовые.
3. По форме внешнего выражения:
а) акты-документы
- указы, приговоры, решения, приказы (имеющие
структуру вводную,
б)акты-действия (словесные н конклюдентные).
4. По юридическому значению:
а) основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор,решение суда);
б) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
5. По функциям:
а)регулятивные (приказ повышения по службе);
б) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)
35.Проблема реализации принципов правотворчества РФ
Правотворчество в идеале оно должно основываться на принципах законности, справедливости научности, демократизма, гласности, гуманизма.
Принцип
законности в правотворчестве означает,
что каждый нормативный акт должен
приниматься государственным
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"