Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ.docx

— 103.67 Кб (Скачать)

1.2Основные  вторичные признаки государства

1. Монополию  на легитимное физическое насилие.  Этот признак означает, что право  на физическое насилие над  людьми принадлежит только государству  и не может принадлежать каким-либо  иным социальным объединениям  или отдельным лицам.

2. Монополию  на сбор налогов. Государству  принадлежит монополия на легальный  сбор налогов. Объем налогов  зависит от уровня развития  экономики, налог - это«обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

3. Законодательство. Законы издаются государством  и служат, главным образом,средством для достижения его целей.

4. Безопасность  государства. Безопасность государства  - это многогранное понятие,предполагающее территориальную целостность, политике-правовую,социально-экономическую, экологическую и культурную его устойчивость 1.3. Неосновные (факультативные) признаки государства

1.Государственный  язык. Его еще называют официальным  языком. Это язык,используемый в законотворчестве и официальном делопроизводстве,судопроизводстве, обучении, в армии и т.д.

2.Государственная  символика. Государственная символика,  как правило, учитывает историю,  природу государства, олицетворяет  его суверенитет, самобытность, идеологию.

3. Наличие  национальной валюты

6. Сущность государства  и ее аспекты

Сущность  государства — смысл, главное, глубинное  в нем, что определяет его содержание,назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть,ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества —элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.Технократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-у правленцы, менеджеры.

Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Приверженцы демократической доктрины исходят  из того, что первоисточником и  пер во носителем власти является народ, что государственная власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему  классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая  сущность государства, посредством  которой экономически господствующий класс становится политически господствующим. В развитых демократических странах  государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления  общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование  государства в наше время связано  не столько с классами и классовой  борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

В демократическом  государстве более значимой становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство  и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные.

7. Современное понимание  связи сущности,формы, функций и механизма государства

(смотри№14)

Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон) организации,устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Традиционно считается, что под формой государства  следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов - формы  правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления  имеется ввиду организация верховной  власти государства,характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата,соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти.

ФП:М(абс, конст:парл, дуал); Р(парл,през,смеш,с-п,соц).ФГУ: У; Ф(1-терр,нац,2-симм,несимм); К. Понятие и система функций государства.

Любое гос-во постоянно действует, пытаясь т.о. достичь поставленных целей и решить возникающие задачи. Деят гос-ва мб активной или пассивной. Активная предполагает постоянное вмешательство гос-ва в политич, экономич и иные общ-кые процессы. Пассивная деят приводит к тому, что гос-во отстраняется от решения возникающих проблем. Выражение деятельности гос-ва явл ф-ции гос-ва,кот можно рассматривать как средство достижения поставленных задач. Анализ ф-ции гос-ва показывает:а)уровень его развития, б)характер взаимоотношения с др гос-вами, в)роль, кот. данное гос-во играет на конкретном историч этапе, г)место личности в гос-ве. В юр лит-ре под функциями гос-ва понимается основные направления его деят-ти, кот выражают сущность, цели, соц. назначение гос-ва по управлению об-вам.Признаки: 1)они представ, собой гл. напр, дея-ти гос-ва, 2)они выражают сущность гос-ва (часто реализуются в интересах тех людей, кот осуществляют вл), 3)они реализуются опред методом, 4)всегда имеют практическую направленность,5)всегда охватывают деят. гос-ва целиком. Для реализации ф-ций гос-ва характерны объективный (проявл в том, что ф-ции зависят от общих закономерностей развития об-ва и гос-ва. Гос-во вынуждено выполнять свои ф-ции в противном случае оно приведёт к анархии) и субъективный (проявляется в том,что люди должны осознать необходимость гос ф-ции и должны им подчиняться) факторы. Структура: -субъект ф-ции гос-ва — гос ор-ган(учреждение), кот данную ф-цию выполняет, -объект ф-ции- сфера общ-ных отношений, на кот направлено гос воздействие, -содержание ф-ции- непосредственная деят гос-ва.В идеале все ф-ции гос-ва дб направлены на достижение обшего блага, на обеспечение комфорта личности. В различ периоды существование государственности, ф-цни гос-ва имели различ характер. При этом наблюдается эволюция от агрессивно-принудительных к общесоциальным.

Механизм  госудапства-sys гос органов и учреждений, кот. имеет иерархичную структуру и осуществляет гос вл. Признаки: -он рассматр как единое целостное образование, -имеет иерархичную структуру, -сущ-ет для выполнения ф-ций гос-ва, -облад спец инструментами принуждения, -в деят-ти мех-ма гос-ва принимает участие т.н. «управлен-иы».Принципы: 1)законности, 2)демократизма, 3)разделения властей, 4)гласности, 5)ирофессионализм. Подсистемы мех-ма гос-ва: а)высшис органы власти и управления, б) органы иласти и управления субъектов(в федерациях), a)opiаны правопорядка, г)МСУ. Классификация'. I )в jae-rtiu от способа возникновения: а)исрвичные(во:тикают либо в рез-те наследственной передачи власти (монархня), либо в рез-те непосредственного народного волеизьявления(Президент в республике)}, б)производные (вторичные). Возникают по инициативе первичных органов. 2}-\- V полномочий: а)высшие (президент), б)органы субъектов (в федерациях), в)местные органы (мэр, гор дума). 3)-\- компетенции:а)органы общей компетенции (Парламент), б)органы спец компетенции (Суды). 4)-И-порядка принятия решения: а) коллегиальные( парламент),б)единоличные(президент). 5)-\- принципа разделения властей: законодательные:-обшефедеральный парламент (1или2палатный);выделяется левое, правое или центристское крыло, -парламенты республик в составе РФ. б)исполнительные: -центральные(президент, правительство,министерства и ведомства), -органы субъектов(отраслевые областные министерства), -местные органы. в)судебные органы: -высшие суды, -суды общей юрисдикции, -спец суды. Помимо судов: I.нотариат,2.адвокатура, 3.прокуратура.

8. Проблемы современной типологии государства и права

Мет общезначимой концепции, в силу не совпадения экон-ой,соц-ой и иных т зр-ия исследователей.В России вопрос как и почему возникло гос. и право2-е группы концепций: I) i-ос и право-искусственное явление не вытекающее из природы развития общества. 2) гос и право-естественные исторические продукты развития общества. Все концепции м. классифицировать:-конфликтные (марксисткая, насильственное завоевание) консенсуальные(естественного права, договорная Гоббс, Руссо, Локк) Вывод: все существующие концепции можно рассматривать как научные гипотезы, а не как истина в последней инстанции. Трудности концепций: I) объективные - сложность и многосторонность процесса возникновения гос. и права, трудности его адекватного восприятия и отражения. 2) субъективные - невозможность однозначного объяснения процесса возникновения гос. и права со стороны исследования т. к. они имеют не совподающие эконом-ие, полит-ие, идеолог-ие и религ-ые взгляды и интересы. 

10) ПОНЯТИЯ И ЭЛ-ТЫ ФОРМЫ ГОС-ВА

Форма гос-ва - это внешняя хар-ка сущ-ти гос-ва.это категория,

показывающая  взаимосвязь между разл.органами гос-ва. Она

показывает, как организована государственная  власть.

В форме  гос-ва можно выделить 2 элемента-форма правления

и форма  гос.устройства.Иногда в форму гос-ва включают и

пол.режим.Вопрос о том,явл-ся ли пол.режим неотъемлемым

элементом формы гос-ва, остается дискуссионным.Категории

пол. режима и формы гос-ва тесно взаимосвязаны. Пол. режим

влияет  на форму гос-ва,причем влияет определяющим образом.

Влияние пол. режима на форму гос-ва выр-ся в том,что:

1) конкретные  формы гос-ва взаимосвязаны с опред.пол.режимами

(демокр.гос-во не может быть абсолютной монархией, в авторита-

рном ре-жиме нет парламентаризма).

2)пол.режим пок-ет дейст-ое содержание той или иной формы гос-ва

(с точки  зрения государственного устройства  и СССР, и США

относятся к федерациям, но СССР как федерация  мало чем

отличается  от жесткого централиз-го гос-ва). Можно отметить

многообразие  форм гос-в в совр.мире.Это определяется тем,

что форма  каждого конкретного гос-ва складывается под дей-м

множества факторов,влияющих на форму гос-ва:

1.особ-ти  истор. развития государства; 2.истор. традиции;

3.разл. политико-правовые идеи; 4.нац. состав  населения;

5.внеш.факторы(междунар.положение и т.д). Прямо и

непосредственно влияет на устан-е формы конкретного гос-ва

соот-е соц. сил, пол. борьба и её рез-ты. 

11)ФОРМЫ  ГОС-ГО ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления раскрывает способ организации  верховной

гос.власти,порядок образования ее органов, их взаимодействия

между собой и с населением, степень  участия населения в их

формир-и.Сущ-т 2 осн.формы правления—монархия и республика.

х верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образо-

вания, и по составу, и по компетенции.Монархия—форма правления,

где высшая гос.власть принад-т единоличному главе гос-ва—монарху

(королю, царю, императору, шаху),кот-й занимает престол по насл-ву

и не несет  ответ-ти перед населением. Монархии бывают 2 видов.

При неогран. (абсолютной) монархии  монарх является единств.

высшим  органом гос-ва.Он осущ-т законодат. ф-ю (воля монарха—

источник  права и закон),рук-т органами испол.власти, контролирует

правосудие.В наст. время к аб. мон. относ-ся нек-е монархии

Ср. Востока (Саудовская Аравия). При огранич. монархии высшая

гос.власть рассредоточена между монархом и др.органами (Земский

собор в Рос.Империи).К огранич.относятся сословно-представительная

монархия (Россия) ,констит.монархия (Дания, Швеция),в кот-й власть

монарха ограничена кон-ей, парл-том, прав-ом ;парламентарная

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"