Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ.docx

— 103.67 Кб (Скачать)

монархия(прав-во форм-ся из пред-й опред.партии) и дуалистич.

монархия (Кайзеровская Германия 1871-1918г).При ней гос. власть

носит 2-й хар-р.Она разделена между прав-м и парл-м.

Республика—это  форма правления, в кот-й высшая гос. власть

принадлежит выборным органам, избираемым на опред.срок и несущим

ответ-ть перед избирателями.Республике присущ демок.способ

образования верх.органов гос-ва;в развитых гос-х взаимоотношения

между высш.органами строятся на принципе разделения властей,

они имеют  связь с избирателями и ответ-ны перед ними. Республ-

иканская форма правления зародилась в рабовладельческих

гос-х.Наиболее яркое проявление она нашла в дем.Афинской респ-

ублике. Совр.республики подразд-ся на парламентарные и

президентские. Различаются они главным образом  тем,

какой из органов верховной власти —  парл-т или президент —

формирует прав-во и направляет его работу и перед кем —

парламентом или президентом — прав-во несет ответ-ть.

В парламентарной респ-ке парл-т наделен не только зак-ми полномоч.,

но и  правом требовать отставки прав-ва,выразив ему недоверие.

Президент респ-ки явл-ся только главой гос-ва, но не главой прав-ва.

Это означает,что прав-во формируется партией ,победившей на

парлам-х выборах, а президент лишен возм-ти направлять его деят-ть.

Руководит прав-м премьер-министр (он может  называться иначе).

През.респ-ка—это форма правления,где президент непосре-но

при определенном парламентском контроле формирует  прав-во,

кот-е несет перед ним ответ-ть за свою деят-ть.В през-х респ-х

обычно  нет должности премьер-министра,т.к чаще всего ф-и главы

гос-ва и главы прав-ва выполняет президент.

Существуют  смешанные «полупрезидентские» (президентско-

парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия),

в кот-х парламент и президент в той или иной мере делят свой

контроль  и свою ответ-ть по отношению к прав-ву.

12) ФОРМЫ ГОС-ГО УСТРОЙСТВА.

Это нац. и администр.-тер-ое деление гос-ва,

кот-ое скрывает хар-р взаимоотн-й между его

состав.частями,между центр.и местн. органами

гос.власти.Форма гос.устрой-ва показывает,из

каких частей состоит внутр.струк.гос-ва,как стро-

ятся отношениями между центр.и мест.гос.орга-

нами,интересы каждой нации.

Унит. гос-во— это целостное централиз-е гос-во,

адм.о-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа  и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не

обладают  суверенными правами. В унитарном  гос-ве единые

высшие  органы гос-ва, единое гражданство, единая конституция,

что создает  организационно-правовые предпосылки  для высокой

степени влияния центральной гос. власти на всей

территории  страны. Органы адм.-территориальных

единиц  находятся полном подчинении центра,

Большинство всех существовавших и ныне существующих

гос-в унитарные. Это и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо

управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обес-

печивает гос-е единство. Унитарные государства могут

иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия

и многонациональный (Великобритания, Бельгия)  состав населения.

Федеративное  гос-во- сложное союзное гос-во,части кот-го

(республики, штаты,земли) яв-ся гос-ми или гос.образованиями,

бладающими суверенитетом.Федерация строится на началах децен-

трализации.В строго научном смысле федерацией наз-ют союз гос-в,

основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация

возможна  только там, где объединяются самостоятельные  гос-ва.

Входящие  в состав федерации гос.образ-я и гос-ва наз-ся ее

субъектами.Они могут иметь свои конституции, свое гражданство,

собственные высшие гос.органы — зак-ые, испол-ные, судебные.

Наличие в федерации двух систем высших органов  — федерации в

целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их

компетенции (предметы ведения).Способы размежевания компе-

тенции,применяемые в различных федерациях, многообразны,

однако  наиболее распространенными являются 2. В США,

Канаде, Бразилии, Мексике и других странах  кон-ии

устанавливают сферы, подпадающие под исключительную

компет-ю федерации и исключительную компетенцию ее субъектов.

В ФРГ, Индии и иных гос-х конституции, кроме того, предусма-

тривают сферу действия совместной компетенции федерации

и ее субъектов.

Конфедерация  — это союз суверенных гос-в, образуемый для

достижения  опред.целей (военных, экономических и др.). Здесь

союзные органы лишь координируют деятельность гос-в—членов

конф-и и только по тем вопросам, для решения которых они

объединились. Конф-я не обладает суверенитетом.

Исторический  опыт показывает, что конфедеративные

объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо

распадаются, либо преобразуются в федерации(Напр.,штаты

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:в конф-ю

могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,

Северная  и Южная Корея.В посл. десятилетия появилась

особая  форма ассоциированного гос.объединения. Примером

тому  является Европейское Сообщество, уже  вполне

доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что

процесс современной европейской интеграции может привести

от содружества  к конфедеративному государственному устройству,

а от него—и к федеративному всеевропейскому гос-ву.

гос-ву.

13)ГОС-ЫЕ  РЕЖИМЫ.

Для хар-ки формы гос-ва употр.термин гос-ый режим.Он хар-ет

функци-ю сторону формы гос-ва-формы и методы осущ-я гос.власти.

Т.е  это деят-ть органов гос-ва по управлению общ-м, по регули-

рованиию поведения физ.и юр.лиц, учреждений и т.д.

Демократ.режим (США, Канада).Складывается в правовых гос-х,

Гос-во обеспечивает  свободное развитие личности, фактич.

запущенность  ее законных прав и интересов.Режим выр-ся в:

-свобода  личности в сфере эк.деят-ти

-гарантирова-ть личных прав и свобод гражданина

-создает  эфф-е механизмы прямого воздействия населения

страны  на хар-р гос.власти

-личность  защищена от произвола, беззакония

-учитывает  интересы больш-ва и меньш-ва одинаково

-базируется  на законах,кот-е отражают объективные потребности

развития  личности и общ-ва.

Антидемократ.режим.Признаки: гос-во подавляет личность,

ущемляет  ее права; тоталь.контроль гос-ва над всеми сферами

общ-й жизни,диктатура одной партии; огусадарствление всех

общ-х организаций; всеохватывающая милитаризация общ.жизни;

игнорирование интересов нац.гос.образований;гос-во не учитывает

особ-ей религ.убеждений населения. Делится на: авторитарный

режим (Индонезия, Парагвай) – преобладают  методы принуждения,

а то и  прямого насилия.Выборы-формальность,т.к нек-е оппозиц.партии

запрещены.Роль парл-та принижена.Доминирует испол.власть.

Тот.режим (Гитлер в Герм.,Сталин)–целиком основан на методах

псих.,идеол.,физ.принуждения.Страной правит партийно-гос.

номенклатура  во главе с вождем.Этот режим сущ-т в фашистких

гос-х,в нек-х мусульманских странах.

16) ФОРМА СОВР.РОС.ГОС-ВА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая

соц. напряженность  обусловили тот факт, что в РФ в кач-ве

формы правления установлена през.республика, но обла-

дающая по сравнению с традиц. президентскими респ-ми рядом

особен-ей.Во-первых, наряду с признаками през.республики  данная

форма имеет (правда, незначительные) элементы парлам. респ-ки,

состоящие в том, что Гос.Дума может выразить недоверие Прав-ву

(хотя  решать его судьбу и в этом  случае будет Президент).Во-вторых,

налицо  дисбаланс между зак-й и президентской властью, сущ-й пере-

вес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равно-

весие и устойчивость гос.власти в целом.Наконец, в-третьих,

уникальность  России как фед-и не может не быть отраженной в

механизме гос.власти, особенно с учетом того, что в ряде ее

республик также сущ-т институт президентства.

Что касается формы гос. устрой-ва,то Рос.гос-во—самобытная,

уникальная  федерация, построенная на договорно-конституционном

правовом  фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки

федеративных  отношений выступают двусторонние договоры между

органами  федеральной власти и субъектами Федерации (например, с

Республикой Татарстан) о разграничении предметов  ведения и

полномочий. Немало особенностей и проблем порождает  противоре-

чивость двух изначально заложенных в основу государственного

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"