Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
21)ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ.
В широком смысле легитимность—это принятие власти
населением страны, признание ее права управлять соц.
процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле
легитимной признается законная власть, образованная в соот-и
с процедурой,
предусмотренной правовыми
отличать легитимность первоисточникавласти и легитимность
органов гос.власти. Гос.органы приобретают свойство
легитимности по-разному. Представительные органы становятся
легитимными на основе проведения предусмотренных и регламе-
нтированных законом выборов. Эти органы получают властные
полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы
управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора,
назначения их чаще всего представительными органами и в порядке,
предусмотренном законом.Легитимными должны быть и осущест-
вляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти,
особенно метод государственного принуждения.Нелегитимная власть
признается узурпаторской.Узурпацией признается, например,нару-
шение правовых процедур при проведении выборов или их фаль0
сификация. Юр. выражением легитимности власти служит ее
легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в
нормах права, ограничиваться законом, ф-ть в рамках законности.
В общ-ве возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная
власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если
легальная власть опирается на официально признанные, док-но
закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, Неле-
гальная — на неписаные, известные лишь определенному
кругу людей правила поведения.
22. Состояние н перспективы развития государственной формы России
Государственная
форма одна из острейших проблем
государственного строительства. Она
заключается в нахождении и поддержании
оптимального соотношения между
деятельностью федеральной
Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельнос регионов могут стать ослабление и разрушение государственносги.Отсюда задача — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.
Российское
государство — самобытная, уникальная
федерация, построенная на договорно-конституционном
правовом фундаменте. Механизмом регулирования
и самонастройки федеративных отношений
выступают двусторонние договоры между
органами федеральной власти и субъектами
Федерации (например, с Республикой
Татарстан) о разграничении предметов
ведения и полномочий. Немало особенностей
и проблем порождает
Необходимая
децентрализация и растущая самостоятельность
регионов уравновешиваются заложенными
в Конституции базовыми принципами,
которые гарантируют:
Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.Федеральным отношениям требуется гибкая политика межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.
уды. Помимо судов: I.нотариат,2.адвокатура, 3.прокуратура.
24. Основные современные концепции понимания права
В эпоху перехода от первобытно-общинного строя к цивилизации возникла необходимость поддержания единого порядка. Таким средством явилось право -система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что отличало его от обычаев родового строя и иных социальных норм. Через свои органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений.
В настоящее время в теории права существует множество подходов к определению понятия «право». Термин "право" моралистами, богословами и некоторыми философами понимается в смысле "справедливого" и"справедливости", тогда как для юристов этот термин означает комплекс"юридических нормативов и правил".
Юридическое понимание права.: «Право - это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов. Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться и защищаться государством».
В теории права формируется два подхода к понятию права - монистический (узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право - это объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и защищающих интересы тех или иных классов, социальных групп общества. Плюралистический подход, право - это мера свободы личности с учетом свободной воли, свободным выбором соотношения интересов разных видов и т.д. А.Б. Венгеров определяет«право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения),выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, обес-печенньсх возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочивания.
В философии права Ю.В. Тихонравов: «Право есть система регулирования поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями,при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти».
К.Маркс
и Ф. Энгельс буржуазное право - это
«...возведенная в закон воля вашего
класса, воля, содержание которой определяется
материальными условиями жизни
вашего класса». В постсоветской
юридической науке право как
воля всего населения страны, как
надклассовое явление. Наличие волеизъявления
различных социальных сил и индивидов
в своем содержании позволили
определить право как систему
«...общеобязательных, формально-определенных
норм, обеспечиваемых государством и
направленных на регулирование поведения
людей в соответствии с принятыми
в данном обществе устоями социально-
Итак,право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.
Понимание«права»
как триединства равенства, свободы и
справедливости легистскому подходу,
право - это продукт государства (государственной
власти),принудительно-властное установление.
Согласно юридическому подходу, право
- это объективное, не зависящее от воли,
усмотрения или произвола законоустанавливающей(
25)СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА
Право представляет собой соц. феномен, оно существует только в
чел. обществе. Как сложное соц.явление, право находится в тесной
связи с иными соц.институтами, такими как экономика, политика, религия.
При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлия-
ющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой
находятся такие институты как гос-во и право. Можно выделить три
основных направления соотн-я гос-ва и права, анализ кот-х позволяет
выявить
взаимосвязь и специфику
Различие, Взаимодействие.
Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосред.
зависимости от того, какой пол.режим сформировался в данном общ-ве
-демократический или тоталитарный.Единство гос-ва и права проявляется
в том, что они-явления одного и того же общества, они ф-ют вместе и у
них общая задача: нормальное развитие и функциониро-вание общества.
Единство гос-ва и права выражается в их происхождении, типологии,
детерминированности эк., культ.и иными условиями, общности истор.
судьбы. Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и
имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере
социального управления, право - в сфере социально-го регулирования.
Различия вытекают уже из определения данных понятий. Гос-во – это
прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право –
это система норм, субъективных прав, юридических операций.
Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан;
это организация,
которая Дей-т в интересах
прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него
характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.
Взаимодействие гос-ва и права выражается в многообразном влиянии друг
на друга. Связь гос-ва и права является ф-й, т. е. гос-во и право взаимно
обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга.
26. Основные концепции правоотношения
В отечественной юридической литературе одни рассматривали понятие правоотношения как реального фактического отношения, урегулированного нормами права, другие определяли правоотношения как субъективные права и юридические обязанности,представляющие индивидуальные модели возможного и должного поведения субъектов права, выступающие как образцы - мерки для этого поведения (но не само фактическое поведение). Некоторые считают, что «не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лишь правовой способ регулирования общественных отношении».
В юридической
науке укрепилось понятие правоотношений
как особого вида общественных отношений,
участники которых обладают взаимными
субъективными правами и
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"