Законность
как система действующего права
включает в себя наличие правового
законодательства. Осуществление (реализация)
законности предполагает, что все
субъекты права потенциально должны
обеспечивать не только соблюдение, но
и надлежащее исполнение, использование
и применение права.
Упрочение
законности связано, прежде всего, с
развитием системы ее гарантий, под
которыми понимаются положительно действующие
условия, факторы и средства, обеспечивающие
беспрепятственное осуществление
прав субъектов права и надлежащую
реализацию законов.
Все гарантии
подразделяются на: Общие – это
определенные условия, влияющие на законность
и правопорядок. К общим средствам
относятся: 1) Экономические условия
– нормальное функционирование экономики,
бескризисное состояние экономики,
когда она достигла определенного
этапа развития. 2) Политические условия
– это нормальное функционирование
гос власти, наличие демократического
режима, плюрализм.
3) Идеологические
условия – это, прежде всего
уровень культуры и образования,
чем выше уровень культуры, тем
выше уровень законности и
правопорядка.
4) Социальные
условия – это социальная защищенность
людей (своевременная выдача пенсии,
зарплаты, страховки и т.д.). 5) Правовые
условия – это правовая культура.
Иногда выделяют: социально-культурные
и нравственные гарантии.
46.
Правовая система - взятые в
единстве правовые явления, которые
характеризуют правовую жизнь
данного общества и государства.
Право - основной
институт правовой системы. Оно
порождает ряд правовых явлений:
правосознание, правоотношение и
т.д., которые находятся в неразрывной
связи друг с другом.
Основные
элементы правовой системы:
право как
система норм и принципов, которые
устанавливают меру свободы и
ответственности;
законодательство
и иные источники права;
юридическая
практика, ядро которой - судебная
практика; причем под судебной
практикой понимается как сам
процесс, так и те решения,
которые приняты в результате
судебной практики;
правосознание.
Национальная
правовая система - это конкретно-историческая
совокупность права (законодательства),
юридической практики и господствующей
правовой идеологии отдельной
страны (государства). Национальная
правовая система - это элемент
того или иного конкретного
общества и отражает его социально-экономические,
политические, культурные особенности.
В настоящее время в мире
насчитывается около двухсот
национальных правовых систем.
Правовая
семья - это совокупность национальных
правовых систем, выделенная на
основе общности источников, структуры
права и исторического пути
его формирования.
В зависимости
от особенностей способов правообразования
различают 4 правовых семьи современности:
§ романо-германская
правовая семья, или система статутного
права;
-группу
романского права (правовые системы
Франции, Италии, Бельгии, Испании,
Швейцарии, Португалии, Румынии,
право латиноамериканских стран,
каноническое (церковно-католическое)
право);
-группу германского
права (правовые системы ФРГ,
Австрии, Венгрии, скандинавских
стран и др.).
§ англо-саксонская
правовая семья, или система общего права;
-группа английского
и американского права (Англия,
США);
-группа правовых
систем бывших англоязычных колоний
Великобритании.
§ религиозно-общинная
правовая семья;
§ идеологизированная
правовая семья.
+ Славянская
правовоовая семьи выделяют:
-группу российского
права (Россия и ее субъекты);
-группа западнославянского
права (Украина, Белоруссия, Болгария,
новая Югославия).
47. Понятие,
признаки и основания юридической
ответственности. Юридическая ответственность
есть необходимость лица подвергнуться
мерам государственного принуждения за
совершенное правонарушение. Меры эти
могут быть: - личного характера (лишение
свободы); - имущественного характера (штраф);
- организационного характера (увольнение).
Признаки юридической ответственности:
1) устанавливается государством в правовых
нормах; 2) опирается на государственное
принуждение; 3) применяется специально
уполномоченными государственными органами;
4) связана с возложением новой дополнительной
обязанности; 5) выражается в определенных
отрицательных последствиях личного,
имущественного и организационного характера;
6) выступает формой реализации санкции
правовой нормы в конкретном случае и
применительно к конкретному лицу, но
с санкцией не отождествляется, ибо санкция
— часть структуры нормы права, содержащая
последствия осуществления диспозиции,
которые могут быть как неблагоприятными
(ответственность), так и благоприятными
(поощрение); 7) возлагается в процессуальной
форме; 8) наступает только за совершенное
правонарушение. Если фактическим основанием
юридической ответственности выступает
правонарушение, характеризующееся совокупностью
признаков, образующих его состав, то юридическим
основанием выступают норма права и соответствующий
правопримеиительпый акт, в котором компетентный
орган устанавливает конкретный объем
и форму принудительных мер к конкретному
правонарушителю. Подобным правоприменительным
актом может являться приказ администрации,
приговор или решение суда и т.п. Виды юридической
ответственности. Прежде чем отвечать
на данный вопрос, необходимо сначала
дать определение понятия “юридическая
ответственность”. Классифицируют юридическую
ответственность по следующим основаниям.
В зависимости от того, к какой отрасли
относится юридическая ответственность,
выделяются: - уголовная (применяется только
за преступления; никто не может быть признан
виновным в совершении преступления, а
также подвергнут уголовному наказанию,
иначе как по приговору суда и в соответствии
с уголовным, уголовно-процессуальным
и уголовно-исполнительным законодательством;
меры уголовного наказания - наиболее
жесткие формы государственного принуждения,
направленные преимущественно на личность
виновного, - лишение свободы и т.д.); - административная
(наступает за совершение административного
проступка на основе законодательства
об административных правонарушениях
и выражается, в частности, в таких мерах,
как штраф, лишение специального права
и т.п.); - гражданская (наступает за нарушение
договорных обязательств имущественного
характера или за причинение имущественного
внедоговорного вреда.
47. Юридическая
ответственность: понятие, виды.
Юридическая ответственность
неразрывно связана с государством,
нормами права, обязанностью и противоправным
поведением граждан и их объединений.
Государство, издавая нормы права,
определяет юридическую ответственность
субъектов независимо от их воли и
желания, она носит государственно-принудительный
характер.Юридическая ответственность
характеризуется следующими основными
признаками:• она опирается на
государственное принуждение, на особый
аппарат; это конкретная форма реализации
санкций, предусмотренных нормами
права;• наступает за совершение
правонарушения и связана с общественным
осуждением;• выражается в определенных
отрицательных последствиях для правонарушителя
типа личного, имущественного, организационно-физического
характера;• воплощается в процессуальной
форме.Указанные признаки юридической
ответственности являются обязательными:
отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует
об отсутствии юридической ответственности
и позволяет отграничивать ее от других
правовых и неправовых категорий.
Таким образом, юридическая
ответственность представляет собой
возникшее из правонарушений правовое
отношение между государством в
лице его специальных органов
и правонарушителем, на которого возлагается
обязанность претерпевать соответствующие
лишения и неблагоприятные последствия
за совершенное правонарушение, за
нарушение требований, которые содержатся
в нормах права.
Основные функции
юридической ответственности –
охрана правопорядка и воспитание людей.
Обе эти функции преследуют конкретную
цель – предупреждение правонарушений.
Она достигается только через
исправление и перевоспитание правонарушителей,
воспитание всех граждан в духе уважения
законов.
Успешному осуществлению
этих задач служат следующие основные
принципы юридической ответственности:
законность, обоснованность, справедливость,
целесообразность, неотвратимость.Принцип
законности означает неуклонное исполнение
требований законов и соответствующих
им нормативных актов всеми гражданами,
организациями и должностными лицами.
Главное требование законности с
точки зрения материального права
заключается в том, чтобы ответственность
имела место лишь за деяния, предусмотренные
законом, и только в пределах закона.Обоснованность
– процессуальная сторона юридической
ответственности, заключающаяся в
установлении факта совершения лицом
конкретного правонарушения как
объективной истины.
48. Цель, функции и принципы
юридической ответственности
Цель, функции
и принципы юридической ответственности.
Цель свидетельствует о социальной
необходимости юридической ответственности,
ее предназначении в правовой системе.
Юридическая ответственность независимо
от отраслевой принадлежности преследует
две цели: защиту правопорядка и
воспитание граждан в духе уважения
к праву. Цель конкретизируется в
функциях юридической ответственности,
среди которых выделяются следующие
1) репрессивно-карательная
(некоторые авторы называют ее
мягче - штрафной, хотя суть от
этого не меняется). Она свидетельствует
о том, что юридическая ответственность
является, во-первых, актом возмездия
государства по отношению к
правонарушителю; во-вторых, средством,
предупреждающим новые правонарушения;
2) предупредительно-воспитательная,
или превентивная, функция, тесно
связанная с репрессивно-карательной.
Она призвана обеспечить формирование
у адресатов права мотивов,
побуждающих соблюдать законы, уважать
права и законные интересы
других лиц;
3) правовосстановительная,
или компенсационная, функция
присуща имущественной ответственности.
Взыскание причиненного вреда
с правонарушителя компенсирует
потери потерпевшей стороны, восстанавливает
ее имущественные права.
К основным
принципам юридической ответственности
можно отнести:
1) ответственность
лишь за деяние, являющееся противоправным.
2) ответственность за виновные
деяния, или презумпция невиновности.
3) принцип справедливости
4) принцип
законности означает, что юридическая
ответственность:
5) принцип
целесообразности означает соответствие
избираемой в отношении нарушителя
меры воздействия целям юридической
ответственности.
49. Правовая
доктрина как источник права. Правовая доктрина
в литературе понимается как мнения самых
известных и признанных в своей научной
специализации ученых-юристов по тем или
иным правовым вопросам, высказанные ими
в своих работах (статьях, монографиях),
используемые при разрешении определенных
практических вопросов. В Древнем
Риме всякое дело (решение) могло истолковываться
видными учеными-юристами. В Риме даже
действовал закон об обязательности учета
судьями и иными правоприменителями в
неясных и спорных случаях положений работ
наиболее видных ученых-юристов — Папиниана,
Гая, Павла, Ульпиана и Модестина.
В современном мире подобной “чистой”
формы уже не существует. Однако ГК Швейцарии
в случае пробела в праве отсылает к мнениям
наиболее известных специалистов в области
гражданского права, а в мусульманском
праве правовая доктрина и поныне играет
важнейшую роль — является единственным
источником права. Отечественная
юриспруденция не признает доктрину в
качестве самостоятельного источника
права. Но, тем не менее, специалисты-практики
повсеместно используют (для уточнения
или совета), в частности авторские комментарии
к тем или иным кодексам и другим нормативно-правовым
актам. Такое чрезвычайно распространенное
обыкновение позволяет с полным правом
рассматривать юридическую доктрину как
неофициальный источник права.
50. Формы и виды правотворческой
деятельности
В зависимости
от субъектов правотворчество подразделяется
на такие виды, как:
1) непосредственное
правотворчество народа в процессе
проведения референдума
(всенародного
голосования по наиболее важным
вопросам государственной и общественной
жизни); 2) правотворчество государственных
органов (например, Государственной
Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество
отдельных должностных лиц (например,
Президента, министра); 4) правотворчество
органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например,
на предприятии, в учреждении
и организации); 6) правотворчество
общественных организаций (например,
профсоюзов). В зависимости от
значимости правотворчество делится
на: 1) законотворчество (правотворчество
высших представительных органов
- парламентов, в процессе которого
издаются нормативные акты высшей
юридической силы - законы, принимаемые
в соответствии с усложненной
процедурой); 2) делегированное правотворчество
(нормотворческая деятельность органов
исполнительной власти, прежде всего
правительства, осуществляемая по
поручению парламента по принятию
для оперативного решения определенных
проблем нормативных актов, входящих
в компетенцию представительного
органа); 3) подзаконное правотворчество
(здесь нормы права принимаются
и вводятся в действие структурами,
не относящимися к высшим представительным
органам - президентом, правительством,
министерствами, ведомствами, государственными
комитетами, местными органами государственного
управления, губернаторами, главами
администраций, руководителями предприятий,
учреждений, организаций
51. Право
и государство в условиях глобализации
мира.
глобализации
как объективного процесса сближения,
интернационализации, взаимозависимости
во всех сферах жизни стран и народов
нашей планеты.
Основной сферой
глобализации является международная
система экономики, но это несет
в себе ряд сложностей – из-за
неодинакового темпа развития и
возможностей стран, взаимозависимость
и взаимопроникновение может
стать потенциальным источником
рисков, проблем и конфликтов.
Научно-техническая
революция – важнейший глобальный
фактор, в корне меняющий всю структуру
современного производства и жизни
людей. Уровень экономического развития,
место государства в мировой
системе, определяют его интеллектуальный
потенциал, возможности формирования
научно-исследовательской инфраструктуры,
капиталовложения в образование
и профессиональную подготовку.