Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения.
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Работа содержит 1 файл

ТГП госы.docx

— 84.24 Кб (Скачать)

- Принцип  профессионализма – должны осуществляться  профессионально подготовленными  субъектами с использованием  специальных приемов и средств  юридической техники;

- Принцип  плановости – должны осуществляться  по заранее продуманному плану;

- Принцип  исполнимости – принимаемые нормативно-правовые  акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.

Виды:

1) по  субъекту: народа, государственных  органов, отдельных должностных  лиц, органов мест самоуправления, локальные, общественных организаций;

2) по  значимости: законотворчество, делегированное, подзаконное правотворчество; 

3)по наличию/отсутствию  лоббирования: лоббируемое, не лоббируемое.

Законотворческий  процесс связан с принятием, изменением, дополнением, отменой законов.

Закон –  нормативно-правовой акт, принятий в  особом порядке органом законодательной  власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

 

39. Пробелы в праве. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

 

40. Понятие  нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным  на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера  и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества  нормативно-правового акта в сравнении  с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства  как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и  обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно  и оперативно реагировать на изменения  общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую  информацию до адресата и т. д.

Как следует уже  из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и  правовой. Его следует отличать и  от нормативных, но не правовых актов (уставов  политических партий, инструкций по пользованию  бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных  актов. С его помощью правотворческий  орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

 

41. Систематизация  нормативно-правовых актов: понятие,  формы.

 Нормативные  акты принимаются различными  органами в различное время,  в различных пространственных  пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не  влиять на природу действующих  законов и подзаконных актов,  которые порой могут между  собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные  отношения будут упорядочены,  необходимо, чтобы сами нормативные  акты были в порядке, чтобы  они были приведены в соответствующую  систему.

Отсюда, систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в  определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности  законодательства, удобства пользования  им, устранения устаревших и неэффективных  норм права, разрешения юридических  конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное  законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем  массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы  систематизации нормативных актов

Существуют три  основные формы систематизации нормативных  актов: инкорпорация, консолидация, кодификация  и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется  в журнальной картотеке, на магнитных  дисках и т. д. Поэтому поиск нужного  акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация  представляет собой внешнюю обработку  или объединение в сборники и  собрания действующих нормативных  актов в определенном порядке  без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных  актов не изменяется. Различают официальную  и неофициальную инкорпорацию.

 

42. Понятие  юридической техники.Эффективность работы юридических актов во многом зависит от того, насколько точно, последовательно и доступно для восприятия выражена в них воля автора. Решению этих проблем способствует юридическая техника.

Юридическая техника  представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения  эффективности их регулятивного  воздействия.

Основным объектом юридической техники является текст  правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы  содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали  друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника  призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники  символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного  общества.

Юридическая техника  — это не чисто техническая, прикладная проблема. Средства юридической техники  могут активно использоваться в  политических интересах определенных социальных групп с целью искажения  воли законодателя, достижения скрытно  планируемого результата и т. д. К  примеру, техника изложения ст. 90 Жилищного кодекса РФ такова, что  позволяет чиновнику по личному  усмотрению под предлогом неуплаты более шести месяцев за жилое  помещение и коммунальные услуги выселять нанимателя и членов его  семьи из жилого помещения.

Виды юридической  техники

В зависимости  от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической  техники. Так, применительно к правотворческой  деятельности следует говорить о  законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная  техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами —  наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным  термином.Законодательная техника  содержит:правила построения и оформления правовых актов,приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных  предписаний,язык и стиль правового  акта,правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов.

 

43. Правосознание: понятие, структура, виды.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение  к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость  и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным  и ненужным). Человек как-то относится  к прошлому праву, к праву, существующему  сейчас, и к праву, которое он хотел  бы видеть в будущем.

Правосознание –  есть субъективная реакция людей  на право. Правосознание - неизбежный спутник  права. Это обусловлено тем, что  право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к  праву и правовым явлениям в общ-ой жизни.

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, взаимосвязано  с другими видами и формами  осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание  переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных  категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести  и др. Отношение к праву часто  определяется политическими взглядами.

Структура правосознания.

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией.

Правовая идеология  включает в себя понятия и представления  о праве и правовых явлениях в  общ-ве. Уровень и качественные показатели таких представлений, могут быть различными: от примитивных, поверхностных  до научно-теоретических.

Особой значимостью  в правовой идеологии обладает юр-ая наука. Научная теория определяет стратегию  развития правовой жизни общ-ва, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут  выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни  общ-ва являются важными и необходимыми элементами юр-го образования, формирования юр-го профессионализма.

 

44. Понятие,  структура, функции, и виды  правосознания

Правосознание –  одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским  и т.д. Перед нами те формы, в которых  люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное  бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания  – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание –  юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной  литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к  действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его  осознают, каким хотели бы видеть право  в идеале.

Каждый человек  является носителем определенного  правосознания. Неважно какого –  высокого или низкого, развитого  или незрелого, правильного или  искаженного. Главное то, что гражданин  имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное.

Основные черты  правосознания:

- является одной  из форм общественного сознания;

- состоит из  идей, теорий, чувств, эмоций, настроений  и др.;

- носителями компонентов  правосознания являются различные  субъекты права;

- правосознание  обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

- в отдельные  периоды развития общества является  формой права;

- ориентирует  субъектов права в социально  правовых ситуациях, позволяет  им делать соответствующий (не  всегда правомерный) выбор и  принимать юридически значимые  решения, то есть выступает  своеобразным "внутренним" механизмом  регулирования деятельности людей.

Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов  или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного  явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему  правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии  вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в  том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов  идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие  на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

 

45. Соотношение законности и  правопорядка 

Законность  – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права  и закона в общ-ой жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правоотношений и произволом в деятельности должностных  лиц для обеспечения порядка  в орг-ии общ-ва.

Содержание  законности включает в себя систему действующего права, субъектов законности, гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.

Субъектами законности, в принципе, являются все правоспособные лица, т.е. все субъекты права. Однако в процессе реализации законности учитывается  действие законов по кругу лиц, учитывается  общий или специальный статус субъекта, общая или специальная  правоспособность юридического лица.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"