Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения.
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.
социальной власти. 2-ой, государственная власть - это политическая власть, основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например
власть политических партий. Государственная власть это лишь основная, главная разновидность политической власти. 3-ий признак, государственная власть это власть действующая в пределах территории государства. 4-ый, государственная власть это суверенная власть (верховенство и независимость). 5-ый,
государственная
власть это власть, которая осуществляется
при помощи органов государства
и других государственных средств.
6-ой, государственная власть легитимированная
власть. Легитимность – имеет две
стороны, с одной стороны она
выражается в законности власти. С
другой стороны легитимность означает
поддержку этой власти населением.
7-ой признак, государственная власть
– это власть коллективов, руководство
обществом, которое осуществляется
в чьих-либо интересах, всего населения
либо классов. Государственная власть
исторически возникает как
16.Формальное определение права. Признаки права.
понятие права: исторические и современные трактовки
наиболее предпочтительной
является точка зрения, согласно которой
необходимо различать право в
общесоциальном смысле и право в
юридическом смысле. Слово “право”
употребляется в таких смыслах,
как “естественное право”, “юридическое
право”, “моральное право”, “право члена
общественной организации”, “материнское
право” и т.д. Говоря о понятии
права, нужно прежде всего исходить
из смыслового значения слова “право”
и различать в связи с этим
право в общесоциальном и право
в юридическом смысле. Право
в общесоциальном смысле – это
признаваемая в обществе, социально
оправданная возможность (свобода)
определенного поведения, т.е. возможность
совершать какие-то социально значимые
действия, притязать на что-то, требовать
соответствующего поведения от других.
Право в общесоциальном смысле по
сути своей является естественным правом.
Оно возникает само по себе, естественным
путем и никем не устанавливается.
Это право, рождаемое самой жизнью,
вытекающее из общественных потребностей.
Сформировавшись в системе
17. Основные подходы к правопониманию.Правопонимание - определённое представление о существе права. Все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права, можно разделить на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающих сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностями других явлений и процессов. В юридическо-либертарной классификации провопониманий время различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius - право) и легистское (лат. lex - закон) правопонимание. Легистское правопонимание Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон - суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. - "Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена". Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич и др. С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.
18.
Нормы права: понятие,
Признаки норм права:
1. уславливаются государством.
2. определяют границы возможного и должного поведения субъектов.
3. имеют обязывающий
и формально-определенный
4. их реализации
обеспечивается
5. выступают регулятором
типового общественного
Классификация норм
1. По функциям
- регулятивные (обязывающие,
запрещающие, управомочивающие)
- охранительные
(подразделяются по отраслям
2. По методу правового регулирования:
- императивные;
- диспозитивные.
3. Специализированные:
- поощрительные
могут быть и регулятивные
и охранительные (о защите
- дефинитивные (например
описывающие государственный
- оперативные
(спец акт например о
- коллизионные.
19 Структура нормы права.
Норма
права – это установленное
государством общеобязательное, формально
определенное правило поведения, предоставляющее
субъектам регулируемого
Признаки нормы:
1) общеобязательный
характер – правило поведения,
содержащееся в норме,
2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;
3) устанавливается
государственными органами
4) предоставительно-обязывающее
содержание – представляет
5) микросистемность
– правовая норма выступает
в виде специфической
Среди сложных гипотез выделяют:
1) кумулятивные
– норма вступает в действие
при одновременном наличии
2) альтернативные
– норма вступает в действие
при наличии одного из
Также санкции классифицируются:
1) по степени определенности:
а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);
б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);
в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);
2) в
зависимости от отраслевой
а) уголовно-правовые;
б) административно-правовые;
в) дисциплинарно-правовые;
г) гражданско-правовые.
Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если..., то..., иначе...».
20. Право в системе социального регулирования.
Норма права является моделью поведения, определяет границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права. Норма права — это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного,
так и неправомерного. Юридическая норма — исходный элемент правовой системы. Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но в то же время имеют свои особые признаки, которые
обусловлены неразрывной связью норм позитивного права с государством. Нормы права обладают рядом признаков. 1. Норма права — общее правило поведения. Это означает, что государство адресует ее не конкретным индивидам, а всем субъектам права — физическим и юридическим. 2. Это — обязательное правило поведения (общеобязательность). Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение
норм права
влечет принятие мер государственного
принуждения. 3. Норма права —
формально определенное поведение,
т. е. она выражается в письменной
форме в официальных
21. Механизм
правового регулирования:
Механизм правового
регулирования – система
В принципе правовыми являются способы, опосредованные правом, опирающиеся на право и предпринимаемые по основаниям, в пределах и в порядке, обозначенных в праве. Правовые способы воздействия весьма разнообразны. Тем не менее, представляется возможным объединить их в три группы, образуемые с учетом специфики их регулятивного, исполнительно-организаторского и идеолого-психологического характера влияния на общественные отношения и на их участников.
Регулятивные способы выражаются в использовании права как властного средства направления организуемых жизненных отношений по определенному руслу, применяются при нормативном и индивидуальном правовом регулировании.
Другая группа
правовых способов рассчитана на исполнительно-организаторское
воздействие, состоит из операций, средств
и методов, выражающихся главным
образом в организации
Идеолого-психологическое
воздействие – навязывание
Правовые режимы общеразрешительный (демократическое государство), общезапретительный (тоталитарное).
Проблема определения
пределов правового регулирования
(недопущение тотализации), размеров
регулирования того или иного
ОО.вопрос о регулирования новых
общественных отношений Правовое регулирование
– целенаправленное воздействие
на поведение людей и общ. отношения
с помощью правовых (юрид.) средств.
Регулятивное воздействие права
начинается с издания законотворческими
органами государства нормативных
актов. Возведение в закон, придание
строгих юрид. форм нормам права
– первая стадия правового регулирования
на этой стадии нормы регламентируют,
направляют поведение участников общ.
жизни путем установления их правового
статуса. Т.е. осуществляется общее, неперсонифицированное,
неиндивидуализированное
22. Методы, способы, типы и режимы правового регулирования
Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Предметом правового
регулирования выступают
Виды методов – правовые и неправовые.
Методы – совокупность приёмов и способов. (централизованный (общесоциально значимые ОО – КП, АП, УП) и децентрализованный (частноправовой характер))
Способы: основные
(дозволение(предоставление права), обязывание(требование
совершения), запрещение(воздержание))
и дополнительные (поощрение(вознаграждение),
рекомендации(предложение
Типы правового регулирования в зависимости от круга субъектов: индивидуальный, нормативный.
Механизм правового
регулирования – система
В принципе правовыми являются способы, опосредованные правом, опирающиеся на право и предпринимаемые по основаниям, в пределах и в порядке, обозначенных в праве. Правовые способы воздействия весьма разнообразны. Тем не менее, представляется возможным объединить их в три группы, образуемые с учетом специфики их регулятивного, исполнительно-организаторского и идеолого-психологического характера влияния на общественные отношения и на их участников.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"