Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения.
Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изучения сущность, содержание (структуру) и формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная
– власть, которая имеет верховный
характер, так как формируется
напрямую и непосредственно
2) исполнительная
– та власть, которая представляет,
которая занимается
3) судебная –
власть, которая действует
9. Принципы
организации и деятельности
При характеристике
механизма государства надо
1) законодательная
– власть, которая имеет верховный
характер, так как формируется
напрямую и непосредственно
2) исполнительная
– та власть, которая представляет,
которая занимается
3) судебная –
власть, которая действует
10. Органы
государства: понятие,
Орган государства обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют глубже понять механизм государства в целом.
1. Орган государства
формируется по воле
2. Орган государства
образуется в порядке,
3. Орган государства
обладает властными
4. Виды и формы
деятельности, осуществляемые
5. Каждый орган
государства наделен
Государственные органы классифицируются по разным основаниям.
1. По порядку
создания государственные
а) избираемые на свободных выборах населением (парламент, президент);
б) назначаемые каким-то другим органом или должностным лицом (правительство);
в) создаваемые в порядке престолонаследия (монарх).
2. По характеру компетенции выделяют органы:
а) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);
б) специальной компетенции, специализирующиеся на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).
3. По объему
властных полномочий органы
а) высшие, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (правительство, парламент);
б) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов имеется в федеративных государствах, состоящих из отдельных самостоятельных субъектов);
в) местные органы (этот вид органов не во всех странах входит в систему государственной власти. Так, в РФ и Великобритании они являются органами местного самоуправления).
4. По территориальной
юрисдикции выделяют
а) федеральные (например, Правительство РФ);
б) субъектов федерации (например, правительство Ростовской области);
в) местные (например, налоговая инспекция города, района).
5. По способу
принятия решений
а) коллегиальные (коллективные), принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды);
б) единоначальные,
где решение принимается
11. Форма
правления, понятие основные
Форма правления
- организация высшей власти в государстве,
характеризуемая системой и порядком
образования высших органов государства,
их взаимодействием с иными
Монархия – это форма правления, при кот. власть сосредоточена в руках единолич. главы гос. – монарха, кот. передается по наследству. Сущ. две формы монархии: неогранич. (абсолютная) и огранич. (конституционная). Особенностью абсолют. монархии явл. неогранич. власть монарха. С. Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Особен-тью конституц. монархии (Великобритания, Швеция, Дания) явл. ограничение власти монарха. Выдел. дуалистич. и парлам. монархии. При дуалистич. (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы гос. огранич. в сфере зак-ва, но достаточно широки в сфере исполнит. власти. При парлам. монархии (Япония, Испания, Нидерланды) власть главы гос. практич. не распростр. на сферу закон-ва и значительно ограничена в сфере исполн. власти.
Республика – это ф-ма правления, при кот. глава гос. явл. выборным и сменяемым, а его власть счит-ся производной от представ. органа или избирателей. Выдел. три осн. разновиди. республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).Презид. республика характ-ся тем, что президент одновременно явл. главой гос. и главой прав-ва. Президент сам формир. прав-во, возглавл. его, ведет заседания и обладает решающ. голосом. Прав-во ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отдельные ветви власти – законодат., исполнит. и – судебная облад. значит. самост. по отнош. друг к другу. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия.) В парлам. республике избир. парламент. Прав-во формир. на парлам. основе. Парламент подбирает кабинет министров из числа своих членов, т.е. члены парламента одноврем. явл. и членами прав-ва. Парламент осущ. контроль над дея-тью прав-ва. Пример: Германия, Италия. Смешанная рес-ка. Эта форма правления сочетает в себе сильную презид. власть с эффект. контролем парламента за дея-тью прав-тва. Ее отлич. черта – двойная ответств. прав-ва перед президентом и парламентом.
12. Форма государственного устройства: понятие и основные виды.
1. Унитарное государство –
простое единое государство, части которого
являются административно-
2. Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.
3. Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
13. Государственный режим
Государственный
режим — совокупность средств, способов
и методов осуществления
Государственные режимы подразделяются на два типа в зависимости от соотношения в способе правления методов и средств демократии и диктатуры: автократические (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, неограниченная власть одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.
Разновидностями автократического государственного режима были:
— деспотический режим (от греч. despotica — неограниченная власть);
—- диктаторский режим (от лат —неограниченная власть);
— тиранический режим (от греч. — tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем).
14. Типы государства:
различные подходы. Типология государства
- это его специфическая классификация,
проводимая в основном с позиции двух
подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают
социально-экономические признаки (общественно-экономическая
формация). Именно базис (тип производственных
отношений) является, по мнению представителей
данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим
фактором общественного развития, который
детерминирует и соответствующий тип
надстроечных элементов: государство
и право. В зависимости от типов экономического
базиса выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический (в последнее время к
ним добавляют еще два: азиатский способ
производства и прафеодализм). Достоинства
данной типологии: 1) продуктивна сама
идея делить государства на основе социально-экономических
факторов, которые действительно весьма
существенно влияют на общество; 2) она
показывает поэтапность, естественно-
исторический характер развития государства.
Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная,
характеризуется излишней запрограммированностью)
между тем история многовариантна и далеко
не всегда “вписывается” в начерченные
для нее схемы; 2) недооцениваются духовные
факторы (религиозные, национальные, культурные
и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными
критериями выступают духовные признаки
— культурные, религиозные, национальные,
психологические и пр. В частности, по
мнению одного из представителей данного
подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое
и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, национальных,
географических и других признаков. В
зависимости от них выделяют следующие
цивилизации: египетскую, китайскую, западную,
православную и т.п. Достоинства данной
типологии: 1) выделены факторы культуры
как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных
критериев, которые характеризуют именно
особенности тех или иных цивилизаций,
получается более “заземленная” типология
государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются
социально-экономические факторы; 2) по
сути дела это типология не столько государства,
сколько общества.
15. Государственная власть: понятие, свойства.
. Государственная
власть возникает одновременно
с государством и является
его неотъемлемым атрибутом.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"