Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
Для теократических государств характерны следующие признаки:
1) государственная власть
принадлежит церкви, которая имеет
статус государственной
2) религиозные нормы составляют
основной источник
3) глава государства
В ограниченном объеме признаются принципы разделения властей и парламентаризма. Парламент образуется выборным путем, и Конституция не предусматривает его роспуска кем-либо. Исполнительная власть возглавляется Президентом, который избирается на прямых выборах, но утверждается религиозным главой государства. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
1) церковь лишается своей
экономической основы –
2) религиозные организации
либо запрещаются, либо
3) религиозные объединения
не обладают правами
4) священнослужители и верующие репрессируются;
5) запрещается проведение
в общественных местах
6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.
Социальное регулирование – это деятельность общества по созданию и выработке правил, норм стандартов общественного поведения.
Цели социального регулирования
- поддержание стабильности и порядка в обществе;
- предупреждение резких социальных преобразований (революций);
- создание институтов и учреждений, способных обеспечить гарантии реализации и защиты потребностей и интересов членов общества.
Предмет социального регулирования – явления, на которые воздействуют социальные нормы и в которых проявляется поведение человека.
Способы социального регулирования – запреты, обязывания, дозволения, стимулы, санкции.
Общество представляет собой
систему взаимосвязанных
Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.
Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.
Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.
Общие признаки социальных норм:
1. Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.
2. Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.
3. Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.
4. Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.
5. Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.
6. Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.
Виды социальных норм:
Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.
Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.
Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, необходимо выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.
Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.
Позитивные стимулы и
санкции для нарушителей
В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.
Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.
Главная особенность обычных
норм состоит в полном отсутствии
их материальной фиксации. Они не закрепляются
документально и обеспечиваются
силой привычки. Обычай представляет
собой привычные для
Мораль - это правила, отражающие стихийные представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах.
Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку. В данном случае общество устанавливает, что можно, нужно и нельзя делать человеку не с позиций законности, а согласно этическим, нравственным идеалам. Не отдельный индивид оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению. Общество может признать поступок нравственно хорошим, хотя он и плох, невыгоден для конкретного индивида, и наоборот, аморальным может признаваться поведение, вполне одобряемое самим индивидом.
Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Они регулируют отношения между людьми и внешним миром – природой, техникой. Это отношения человек – машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.
К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Технические нормы создаются людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не зависят от воли человека. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Таким образом, они являются не только целесообразными, но и общеобязательными и влекут определенные юридические последствия. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила производства строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д.
Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, изданных государством, а также органами местного самоуправления либо в установленном порядке населением и негосударственными организациями, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Позитивное право – это выраженные в общеобязательных правилах поведения от имени государства и иных компетентных правотворческих органов нормы, очерчивающие объем свободы для членов общества, существующий независимо от любого из них.
Признаки права:
1. Системность – нормы права представляют собой не хаотичную совокупность, а единую, логически выстроенную и взаимосвязанную систему предписаний;
2. Формальная определенность – правовые нормы находят внешнее выражение в различных писаных источниках права – нормативных правовых актах, нормативных договорах.
3. Общеобязательность – нормы права должны неукоснительно соблюдаться и исполняться всеми субъектами права, в том числе властными органами.
4. Неперсонифицированность – обращенность требований норм не к индивидуально определенным адресатам, а к неопределенному кругу лиц.
5. Государственная обеспеченность – в случае нарушения требований юридических норм государством в лице его правоохранительных органов могут быть применены меры государственного принуждения, в том числе и юридической ответственности.
Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношениях, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (например, при применении аналогии права).
Виды принципов права по сфере распространения: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
Общеправовые принципы – действуют во всех без исключения отраслях права. Выделяют следующие общеправовые принципы:
- справедливость,
- юридическое равенство перед законом,
- гуманизм,
- демократизм,
- единство прав и обязанностей,
- сочетание убеждения и принуждения.
Межотраслевые принципы – характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Выделяют следующие межотраслевые принципы:
- принцип неотвратимости ответственности,
- принцип состязательности,