Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
2. Законы о поправках к Конституции РФ
3. Федеральные Конституционные законы
4. Федеральные законы. Подразделяются на кодифицированные и некодифицированные.
5. Законы субъектов РФ
В юридической практике также выделяют еще такую форму закона, как модельный (рекомендательный) закон. Такая форма предназначена исключительно для создания гармонии в законодательстве различных государственных образований (например, субъектов РФ, государств-членов СНГ). Модельный закон не обладает юридической силой и представляет собой типовой документ, содержащий рекомендации законодательным органам власти варианты правотворческих решений.
Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый компетентными органами законодательной или исполнительной власти либо непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.
Действие во времени показывает, с какого момента нормативный правовой акт вступает в юридическую силу и когда он прекращает свое действие.
ФКЗ, ФЗ, Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (с конкретно указанной даты или с момента опубликования).
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные Акты Президента РФ и Правительства РФ, вступают в силу со дня их подписания.
Неопубликованные или незарегистрированные акты не влекут правовых последствий.
Законы обратной силу не имеют, то есть их действие распространяется на те общественные отношения, которые уже существовали до момента их вступления в юридическую силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Придание закону обратной силы – это исключение, которое прямо указывается в законе, или в случае, если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Переживание закона – ситуации, когда нормативный правовой акт, фактически утративший свою юридическую силу, по необходимости продолжает регулировать общественные отношения (например, норма ГК – если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров).
Прекращение нормативного правового акта – означает утрату им юридической силы:
- по истечении срока, на который они были приняты,
- при вступлении в действие нового нормативного правового акта, регулирующего тот же круг общественных отношений,
- с принятием акта об отмене нормативного правового акта;
- изменение условий и
обстоятельств, обусловивших
- признание КС РФ закона неконституционным.
Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый компетентными органами законодательной или исполнительной власти либо непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.
Действие нормативного правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа его издавшего.
Территория государства – это определенная часть пространства, попадающая под суверенитет данного государства. Территория государства включает:
- сухопутную территорию
в пределах государственных
- внутренние воды государства, то есть окруженные со всех сторон сухопутной территорией;
- территориальные воды государства, то есть 12-мильная полоса территории моря или другого водоема, соответствующая береговой линии;
- воздушное пространство, а именно часть земной атмосферы, расположенная над сухопутной и водной поверхностью территории государства;
- недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;
- территория посольств данного государства;
- военные воздушные и морские суда, вне зависимости от их нахождения;
- гражданские воздушные
и морские суда, находящиеся в
водах и воздушном
- космические корабли
и станции под флагом
- подводные кабели, трубопроводы
и другие объекты,
Уголовную юрисдикцию РФ осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве, в том числе на территории континентального шельфа. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов.
В соответствии с федеративным
государственным устройством
Действие законов по кругу лиц. По общему правилу законам государства должны подчиняться все физические и юридические лица, находящиеся на его территории.
Особенности в действии законов по кругу лиц:
- ряд лиц дипломатического
корпуса обладают
- существует депутатская
неприкосновенность и
- нераспространящиеся законы на иностранцев и лиц без гражданства (не могут быть судьями, не могут осуществлять избирательные права);
- распространяющиеся законы на граждан РФ, когда они находятся за рубежом (например, совершившие уголовное преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению нет решения суда иностранного государства);
- в самом нормативном
правовом акте может быть
Правотворчество – это особый вид деятельности государственных и иных органов, а также непосредственно граждан (в случае проведения референдума) по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов.
Признаки правотворчества:
1. Является особым видом деятельности государственных и иных органов, наделенных правотворческими полномочиями, а также в установленных законом случаях деятельностью граждан государства (например, референдум).
2. Заключается в принятии,
изменении или отмене
3. Регулируется действующим
законодательством (
Виды правотворчества в
1. Референдум – всенародное голосование граждан, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и может быть отменено или изменено только принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.
2. Законотворчество – деятельность компетентных государственных органов, состоящая в принятии, изменении или отмене закона. В РФ различают федеральное законотворчество и законотворчество субъектов РФ.
3. Подзаконное правотворчество – деятельность исполнительных органов государственной власти и должностных лиц по принятию, изменению и отмене подзаконных нормативных правовых актов.
4. Муниципальное правотворчество – реализуется в форме непосредственного правотворчества населения муниципального образования (например, местный референдум или сход), а также в форме правотворчества муниципальных органов власти.
5. Договорное правотворчество – заключение нормативных договоров (например, между РФ и субъектами РФ, или между субъектами РФ).
6. Локальное правотворчество – правотворчество организаций, учреждений, предприятий (например, принятие Уставов, Правил внутреннего трудового распорядка и т.п.). Акты, являющиеся результатом локального правотворчества, действуют только в рамках конкретного предприятия, учреждения, организации.
Юридическая техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Виды юридической техники – законодательная (нормотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов:
I. Законодательная (нормотворческая) юридическая техника – совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.
Две основные цели:
- рационально урегулировать
общественные отношения, не
- сделать нормативные
акты достаточно понятными,
Правила нормотворческой техники:
1) Внешнее оформление нормативных актов – каждый нормативный акт должен содержать необходимые реквизиты, которые отображали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.
Реквизиты:
- название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.п.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающее его содержание, предмет регулирования;
- дата и место его принятия, его номер;
- подпись соответствующего должностного лица.
В совокупности все реквизиты нормативного акта, взятые вместе, составляют титул нормативного акта.
2) Содержание и структура нормативного акта – должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Таким образом, нормативный акт не может изменять или отменять нормы, регулирующие отношения иного рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Не должен иметь пробелов. Регулирование должно быть однотипным, единообразным. По возможности в нормативном акте следует избегать исключений и отсылок. Изложение должно быть логическим и последовательным, удобным для использования. Могут состоять из двух частей: вводная и постановляющая. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце может содержать предписания, определяющие порядок и время вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов.
Основные правила по структуре нормативного акта:
- нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;
- однородные нормы должны выделяться и излагаться компактно, без разброса в разные части нормативного акта;
- крупные нормативные акты должны обособляться в главы, разделы, части. Каждые главы, разделы, части должны иметь название;
- каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые могут подразделяться на части (пункты, параграфы);
- нумерация статей должны
быть сплошной, то есть одна
нумерация идет через все
3) Правила и приемы изложения норм права – должны быть краткими, четкими и определенными. Краткость и определенность достигаются с помощью использования специальных терминов, стандартных языковых оборотов.
Требования к языку нормативных актов:
- формулировки норм права
должны обладать определенной
стандартностью, стереотипностью,
- терминология нормативных актов должна быть единой (один и тот же термин, слово надо употреблять в одном и том же значении). Для достижения могут использоваться легальные дефиниции, в которых даются определения термина, его разъяснение, обязательное для данного нормативного акта;
- должны использоваться
общепризнанные в науке и
- следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов, нечетких, двусмысленных, многозначных выражений.
Способы изложения норм права:
- предложение, в котором выражена норма права, может быть сформулировано в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного);
- абстрактный способ изложения
сводится к обобщению многих
действий в одно или к
- казуистический способ
– обстоятельства детально
- прямой способ изложения – все содержание нормы изложено в одной статье;
- ссылочный способ изложения
– вместо гипотезы или
- бланкетный способ изложения состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил.
Средства юридической техники: фикции, презумпция, юридические конструкции.
Законотворчество – деятельность компетентных государственных органов, состоящая в принятии, изменении или отмене закона.