Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
Теологическая теория (название происходит от греческих слов «тео» – бог и «логос» – учение, т. е. учение о боге). Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства богом были даны церкви два меча – духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.
Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель (384–322 до н. э.). Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства. Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации – болезни, безработицы, инвалидности и т. д. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относиться к подданным как к своим детям, а не как к чужим. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды. Таким образом, данная теория указывает на появление государства по модели кровнородственной семьи, когда царь выступал как патриарх (отец) всего народа. Государство – это разросшаяся семья.
Договорная, или естественно-правовая теория – государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Достоинства договорной теории – провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу, носит демократических характер, так как исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества, опиралась на достоверные исторические факты, например, на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями.
Органическая теория исходит из того, что государство, подобно человеческому организму, развивается по биологическим законам эволюции. В государстве как «живом» теле все органы выполняют определенные функции, например, правительство выполняет функции мозга, торговля и транспорт играют роль кровеносной системы и т.д.
Теория насилия основывается на идее о том, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. При этом государство более необходимо слабым племенам, чем сильным. Государство защищает их от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
Психологическая теория указывает врожденную потребность человека жить в рамках организационного сообщества. Общество и государство выступают результатом осуществления данной потребности. В силу того, что психологические качества индивидов различны – одним свойственна потребность управлять, а другим – потребность подчиняться, первые становятся представителями государственной власти, а вторые обычными подданными государства.
Ирригационная теория связывает возникновение государства со строительством ирригационных сооружений. Она применима к восточным государствам, где проведение ирригационных работ требовало организации. Ею занимались специальные лица, которые впоследствии, расширив свою компетенцию, стали государственными служащими.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения и придающая праву общеобязательное значение.
Типология – это система знаний, которые используются для классификации государств на основе выделения их сущностных характеристик.
Типология государства дает
возможность исследовать
Формационный подход в типологии государства – в его основе лежит исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (формация). Выделяют пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.
Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя и было исторически первой государственной организацией общества. Его экономическая основа – частная собственность рабовладельцев на орудия, средства производства и рабов. Механизм государства формировался строго по классовому признаку – власть принадлежала классу рабовладельцев. Основные функции такого государства: охрана рабовладельческой частной собственности, подавление сопротивления рабов, удержание их в повиновении.
Феодальное государство – второй исторический тип государства. Возник в результате постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения феодализма. В некоторых народностях (например, восточные и западные славяне) такой тип государства сформировался сразу после разложения первобытнообщинного строя. Основа экономических отношений – феодальная собственность на землю. Основные классы в государстве: феодалы и крепостные крестьяне. Власть принадлежала земельным собственникам – феодалам. Функции государства: удержание крепостных крестьян в феодальной зависимости, охрана феодальной собственности на землю и средства производства.
Капиталистическое государство – третий тип государства. Возник в результате буржуазных революций. Экономическая основа – капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основные классы: буржуазия, пролетариат. Власть принадлежит собственникам средств производства. Функции капиталистического государства разнообразны.
Социалистическое государство – четвертый тип государства. Возник в результате социалистической революции. Экономическая основа – общественная собственность на орудия и средства производства. По своей сути социалистическое государство – это государство рабочих и крестьян, основанное на политической власти трудящихся.
Главные недостатки формационного подхода:
1) теория социально-
2) развитие обществ и
государств характеризуется
3) не подтвердилось положение
о постепенном отмирании
Вместе с тем формационный подход не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.
Цивилизационный подход состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы: особенности духовной жизни, форм сознания, религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
а) локальные цивилизации – были сформированы на определенных территориях у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская, индская и др.);
б) особенные цивилизации – имеющие специфичные черты и свойства (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. На первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества;
г) первичные цивилизации – государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, роль государства в обществе значительна, а религия способствует созданию образа божественного правителя, культа вождя, короля, фараона. К таким цивилизациям относят древнеегипетское, шумерское, японское;
д) вторичные цивилизации – государство и культурно-религиозный комплекс рассматриваются вне взаимодействия. Государство не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую.
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.
В типологии государств выделяют государства переходного состояния, так называемые переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.
- переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху;
- переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений;
- переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.
Классификация государств по
их отношению к религии, т. е. по типу государственно-
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.