Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Национальные границы в их прежнем понятии исчезают под влиянием современных средств коммуникации и мировой торговли, а также решений государств уступить часть своих исключительных прерогатив более крупным политическим объединением, в которые они входят. В то же самое время с неудержимой силой звучат новые националистические заявления и притязания на суверенитет, а единства государств угрожают жестокие этнические, религиозные, социальные, культурные или лингвистические распри.

Содержание

Введение ................................................. ..............................................3
1.Природа Карабахского конфликта ........................ ........................5
2.Причины и развитие армяно-азербайджанского конфликта:
2.1. Зарождения конфликта ................................................ .......8
2.2. Современный период развертывания конфликта ............15
3. Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта ...20
Выводы ................................................. .......................................... .24
Список литературы ............................................... ..........................26

Работа содержит 1 файл

карабахский конфликт.docx

— 54.89 Кб (Скачать)

Установления  советской власти в Закавказье сопровождалось утверждением новых политических порядков. После провозглашения в 1920 г. Советского Азербайджана часть Красной Армии, к мирному решению вопроса, согласно Договору между Советской Россией  и Республикой Армения, временно оккупировали Нагорный Карабах.

На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на "спорные территории" и на основе соглашения между правительствами  Армении и Азербайджана Армения  в июне 1921 г. объявила Нагорный Карабах  своей неотъемлемой частью. Текст  декрета правительства Армении  был опубликован в прессе как  в Армении, так и в Азербайджане ("Бакинский рабочий" (орган  ЦК Компартии Азербайджана), 22 июня 1921г.) Таким образом, это оказался последний в международно-правовом контексте законный акт по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье. Декрет приветствовали как международное сообщество, так и Россия, что зафиксировано в резолюции Ассамблеи Лиги Наций (18.XИИ.1920 г.). Вскоре, однако, большевистское руководство России в контексте политики содействия "мировой коммунистической революции", в которой Турции предоставлялась роль "факела революции на Востоке", меняет свое отношение к этнически ей родного Азербайджана и к проблеме "спорных" территорий, в том числе к Нагорного Карабаха. Руководство Азербайджана по указанию Москвы возобновляет свои притязания на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП (б), пренебрегая решения Лиги Наций и отвергая плебисцит как демократический механизм установления границ между Арменией и Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина и вопреки акта состоявшимся с процедурными нарушениями принимает решение об отторжении Нагорного Карабаха от Армении с условием формирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами в составе Азербайджанской .

Азербайджан многими  путями оттягивал выполнение требования о предоставлении автономии Нагорному  Карабаху. Но после двухлетней вооруженной борьбы карабахцев и по настоянию РКП в 1923 г. бывший спорной территории был предоставлен статус автономной области - одной из конституционных форм национально-государственного образования в государственном устройстве СССР. Более того, Нагорный Карабах, видимо, с далеким прицелом, был раздроблен - на одной части сформировали автономию, а другую "растворили в административных районах советского Азербайджана, причем таким образом, чтобы ликвидировать физическую и географическую связь между армянской автономией и Арменией.

Таким образом, значительная часть территории, признанная Лигой Наций как спорная, была прямо аннексирована, и за пределами  автономии осталась большая часть  Нагорного Карабаха (Гюлистан, Кельбаджар, Карахат (Дашкесан), Лачин, Шамхор и  др.). Тем самым, Карабахская проблема была не решена, а замороженная почти  на 70 лет, хотя и армянская большинство  Нагорного Карабаха неоднократно обращалось с письмами и петициями к центральной  власти в Москве, требуя аннулировать антиконституционное и внеправовое решение 1921 года и рассмотреть возможность передачи Нагорного Карабаха в состав Армении. Даже в годы сталинских репрессий под угрозой высылки всего армянского народа со своей исторической родины не прекращалась борьба армян Нагорного Карабаха и Армении за выход края из состава Азербайджанской СССР.

В 1988 году начался  современный этап Карабахского движения (движения за воссоединение Нагорно-Карабахской  Автономной Области (НКАО) с Арменией и восстановлении прав автономии. Позиция  азербайджанских властей настаивает на рассмотрении этого Движения как  попытки захвата Нагорного Карабаха армянской властью. Отметим, что  новый этап движения и в Нагорном Карабахе, и в Армении начался  с мирных демонстраций в столице  и районных центрах Нагорно-Карабахской  Республики, сборов подписей под петицией населения республики союзному руководству  об искоренении исторической несправедливости по армянского народа, которое стало  результатом волюнтаристского решения Сталина о передаче армянского края в административное подчинение Советского Азербайджана. На момент принятия данного решения армяне составляли 94,4% населения Нагорного Карабаха. Итак, 1988 год стал поворотным в истории Карабаха. Карабахская армяне поднялись на защиту своих прав и свобод. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием воссоединения с Арменией. Эти события стали переломными не только в жизни карабахцив; они, фактически, определили следующую судьбу всего армянского народа.

Что касается причин конфликта, то, конечно, видим два  взгляда на эту проблему, соответственно - Азербайджана и Армении. Азербайджан, в свою очередь, истинной причиной армяно-азербайджанского конфликта видит в аннексионистской политике Армении с целью насильственного  присоединения к себе Нагорного  Карабаха, которая по административно-территориальному делению СССР является азербайджанской  территорией. Армения и Нагорный Карабах, в свою очередь, видят причину  в политике этнического выживания  коренного армянского населения  из Нагорного Карабаха и всего  Восточного Закавказья, а также в  ликвидации армянской автономии, самобытности, культуры, экономики, образования, языка  и т.п., проводимой Азербайджаном.

 Условно можно разделить конфликт его на два периода: советский и постсоветский.

Советский период.

Рассмотрим также  две позиции. Начнем с азербайджанской. По мнению официального Баку, конфликт начался в 1988 году из споров в Нагорном Карабахе. Он был инициирован Арменией, которая пыталась столкнуть армянскую  и азербайджанскую общины с целью  насильственного отторжения Нагорного  Карабаха от Азербайджана и его присоединение к своей территории. Позиция Армении и Нагорно-Карабахской Республики заключалась в том, что конфликт начался в 1917-1918 годах, когда мусаватистський режим стремился создать в Закавказье мусульманскую супер империю; этот режим появился (апрель-май 1918) для того, чтобы силой присоединить Нагорный -Карабах, а также некоторые другие территории в состав Азербайджанской Республики.  Проводя политику искоренения всего неазербайджанського, тогдашний азербайджанский правительство применял массовое насилие в отношении восточно-закавказских армян. Наиболее крупными проявлениями массового насилия было истребление и депортация армян из Баку в сентябре 1918 г., их резня в Шуши и других районах НК в марте 1920 года.

Подобный подход в полной мере был обнаружен и  применительно к карабахской  проблемы. Уже одним из первых государственных  актов АР, от 23 ноября 1991, формально  отменялась Нагорно-Карабахская Автономная Область, территория автономии практически  полностью была или переподчинена  образованным здесь административным единицам, или разделена между  азербайджано заселенными районами АР, были переименованы даже армянские топонимы: Степанакерт в Ханкенди, Мардакерт в Агдер и т.п. Тем самым, коренное армянское население Нагорного Карабаха были лишены своих прав, все права и формы самобытности автономии. Факты свидетельствуют, что азербайджанскими властями создавались настолько невыносимые условия, что коренное армянское население (9 из 10) вынуждено было покидать родные очаги. Практически с первых дней азербайджанское руководство объявило карабахский движение незаконным, сепаратистским, противоречащим идеалам пролетарского интернационализма, который расшатывает моральные и политико-правовые основы советского социалистического строя. Как союзные, так и азербайджанские руководители сразу попытались перенести вопрос по национальной, политической и правовой в социально-экономическую плоскость. Это в полной мере нашло отражение в решениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, постановления Президиума Верховного Совета Аз.РСР (обратим внимание - все принятые практически в тот же день 24 марта 1988) .

моменту провозглашения независимости АР и НКР (август-сентябрь 1991) армянское население было депортировано  из мест постоянного проживания на территории Азербайджана и некоторых  районов или территорий НК. Для  депортации населения азербайджанская  власть использовала не только собственную  армию и полицию, но и подразделения  бывшей Советской Армии и внутренние войска Советского Союза. Получив технику  и вооружение дислоцированных в  Азербайджане частей бывшей Советской  армии и флота, Баку развернул  против НКР и ее населения войну  с использованием боевой авиации  и некоторых видов оружия, международными конвенциями была запрещена. В такой  ситуации, население НК, находящийся  с 1988 г. в устроенной Азербайджаном  транспортно-энергетической блокаде, как и в 1917-18 г., для защиты своей  жизни и безопасности, спасения от голода, холода и болезней не оставалось другого выхода, кроме создание собственного государства, формирование ее атрибутов, и прежде, армии, организации вооруженному отпору агрессии, разблокирование транспортных и энергетических коммуникаций и  создания эффективных механизмов обеспечения  безопасности НКР и ее населения.

Постсоветский период:

Позиция Азербайджана:

После распада  Советского Союза и обретения  независимости бывшими союзными республиками аннексионистской политики Армении приняла характер широкомасштабной агрессии, в ходе которой, изгнав с  помощью местных армян азербайджанское  население, она сначала оккупировала НК, а впоследствии - еще шесть районов Азербайджана.Позиция Армении и НКР: После установки в Закавказье Советской власти, в 1920 году, правительство Советского Азербайджана (АзРСР) отказался от претензий на НК, Нахичевани и Зангезур, признав их частью Советской Армении (ВирмРСР), заявившая о принятии в свой состав НК. Однако в 1921 г. волевым решением Кавказского бюро РКП (б), был региональным органом российской партии большевиков, неправомочным решать территориальные вопросы, причем межгосударственного масштаба, НК был включен в состав Азербайджана со статусом широкой автономии, образованной в южных районах региона. Автономия, будучи по национальному составу армянском, фиксировала особые, в том числе, государственные права армянского населения не только автономной области, но и всего Восточного Закавказья.

В решении о  создании Нагорно-Карабахской Автономной Области, что было принято в Азербайджане 7 июля 1923, фиксировались особые языковые, хозяйственные, административные и территориальные права автономии, по которой закреплялось все совокупное достояние, находящееся на его территории.

В состав области  были включены шесть районов - шушинской, Мартунинський, Гадрутський, Аскеранський, Мардакертского и Шаумяновского (последний  позднее был односторонним решением, отключении автономии Азербайджаном) .Законодательство СССР определяло статус автономий как национально-государственных единиц, регламентировало их взаимоотношений с союзным центром и союзными республиками, которым они были подчинены. При этом оно запрещало без согласия автономных образований изменять их территорию, полномочия и другие атрибуты статуса. Несмотря на наличие автономии и закрепления ее юридического статуса и прав в конституционных и законодательных актах Советского Союза и Азербайджана, права НКАО и коренного армянского населения последней, равно как и всего армянского населения региона противоборства систематически, грубо и массово нарушались: территория автономии сокращалась за счет переподчинении ее территорий соседним азербайджанским районам, армянское население и его лидеры подвергались репрессиям, попытки установления и развития хозяйственных и культурных связей прекращались. Так, например, территории, соединяющих НКАО с Арменией, были включены Азербайджаном в состав ликвидированной позже курдской автономии "Красного Курдистана". Характерно, что после отмены автономии и даже официальной фиксации отсутствии курдского населения на территории Азербайджана эти земли не были возвращены НК автономии. Одним словом, и в советские годы Азербайджан продолжал проводить политику ликвидации автономии и продолжал в скрытой под интернациональными лозунгами форме ассимиляционной политике относительно армянского населения автономии и Восточного Закавказья. 
 
 
 
 
 

2.2  Современный  период развертывания конфликта

Правительство независимой НКР приступило к  исполнению своих обязанностей в  условиях абсолютной блокады и военного давления, последовавшего со стороны  Азербайджана. 21 сентября проходит, запланирован еще в марте референдум о независимости  Республики Армения, после чего Армения  провозглашается независимым государством. Таким образом, Карабахская проблема внезапно переносится в новую  правовую плоскость - становится проблемой  взаимоотношений Армении, Азербайджана и НКР - двух международных республик и одной непризнанной.

Такой поворот  событий объективно способствовал  Армении. В прежней системе Ереван и Степанакерт могли апеллировать к Центру, который и принимал решения. Армения вынуждена была представлять как свои собственные интересы, так  и интересы Карабаха. Приняв в августе 1990 г. Декларацию о независимости  и провозгласив курс на строительство  государства, Армения лишилась даже бывших скромных возможностей влияния  на принимаемые решения. В феврале, когда руководство СССР поставило  вопрос о референдуме по сохранению Союза СССР, Армения оказалась  среди тех шести республик, отказавшихся в нем участвовать. Вместо этого  Верховная Рада Армении принял решение  о проведении собственного референдума  о независимости, соблюдая формальностей, предусмотренных союзным законодательством  о выходе союзной республики из состава СРСР. Руководство Армении игнорировало центральное руководство; парламент Армении принимал решение о национализации общесоюзного имущества, находящегося на территории республики. Все это вызывало неприкрытые репрессии союзного коммунистического руководства, вплоть до применения силы против Армении и Нагорного Карабаха. Отметим, что причиной подобного обострения отношений между союзным и республиканским руководством был и вопрос Карабаха. Помимо внутренней логики движения республики к независимости, на формирование подобного курса повлияло и то, что в феврале очередным провалом завершились попытки компромиссного соглашения Армении с Азербайджаном, подготовленное при посредничестве Нишанова и Примакова, людей из ближайшего окружения Горбачева. Руководство Армении, за ситуации, которая усугублялась день за днем в Нагорном Карабахе, и уважая армянское население, проживавшее там, было готово признать суверенитет Азербайджана над Карабахом.

Информация о работе Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта