Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Национальные границы в их прежнем понятии исчезают под влиянием современных средств коммуникации и мировой торговли, а также решений государств уступить часть своих исключительных прерогатив более крупным политическим объединением, в которые они входят. В то же самое время с неудержимой силой звучат новые националистические заявления и притязания на суверенитет, а единства государств угрожают жестокие этнические, религиозные, социальные, культурные или лингвистические распри.

Содержание

Введение ................................................. ..............................................3
1.Природа Карабахского конфликта ........................ ........................5
2.Причины и развитие армяно-азербайджанского конфликта:
2.1. Зарождения конфликта ................................................ .......8
2.2. Современный период развертывания конфликта ............15
3. Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта ...20
Выводы ................................................. .......................................... .24
Список литературы ............................................... ..........................26

Работа содержит 1 файл

карабахский конфликт.docx

— 54.89 Кб (Скачать)

Введение ................................................. ..............................................3

 1.Природа Карабахского конфликта ........................ ........................5

2.Причины и развитие армяно-азербайджанского конфликта:

       2.1. Зарождения конфликта ................................................ .......8

       2.2. Современный период развертывания конфликта ............15

3. Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта ...20

Выводы ................................................. .......................................... .24

Список литературы ............................................... ..........................26 

    

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мир вступает в  пору глобальных изменений, отмеченных исключительно противоречивыми  тенденциями. Региональные и континентальные  объединения государств ищут пути расширения сотрудничества и ослабления некоторых  спорных моментов, в основном связаны  с противостоянием суверенитетов  и столкновением националистических интересов. Национальные границы в  их прежнем понятии исчезают под  влиянием современных средств коммуникации и мировой торговли, а также  решений государств уступить часть  своих исключительных прерогатив более  крупным политическим объединением, в которые они входят. В то же самое время с неудержимой  силой звучат новые националистические заявления и притязания на суверенитет, а единства государств угрожают жестокие этнические, религиозные, социальные, культурные или лингвистические  распри. Социальному миру, с одной  стороны, грозят новые заявления  о дискриминации и отчуждения, а с другой - акты терроризма, направленные на то, чтобы сорвать процесс изменений  и движения вперед, который осуществляется демократическим путем.

В январе 2005 году исполнилось пятнадцать лет с  начала армяно-азербайджанского вооруженного конфликта, или как его еще  называют - Карабахской войны. Войны  приостановленной, но все еще незавершенной, так как мирный договор не подписан, и территориальные споры не решены. Актуальность изучения событий вокруг Нагорного Карабаха обусловлена  многими факторами.

Как и все  подобные конфликты, где друг у друга  стреляли те, кто еще вчера сидели за одной партой или работали вместе, Карабахская война отличалась особой жестокостью обеих сторон. И очень  трудно сейчас выяснить, кто же был  прав и кто виноват в этой братоубийственной  войне.

Название Нагорного  Карабаха, этого небольшого региона, была еще даже до недавних пор мало известного за советским Закавказьем, а уже сегодня этот регион сконцентрировал  в себе ожесточенные этнополитические споры, наряду с другими причинами  привели к дезинтеграци Советского Союза, а затем усилились после  его распада. Битва за Нагорный Карабах  является самой продолжительной  и одной из самых кровавых конфликтов в государствах-наследница Советского Союза. Согласно последним оценкам, число смертельных случаев в  нем достигло 15000 человек, а общее  число беженцев, изгнанных из своих домов, превысило миллион. С точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможна только мирная смена границ с согласия конфликтующих сторон.

Изучение и  анализ этого конфликта не утратили своей актуальности и поныне, а  не потеряло потому что вопрос Нагорного  Карабаха не является историей, и оно  еще и сегодня не нашло своего официального решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Природа Карабахского конфликта

Термин "конфликт" (в переводе с латинского) означает столкновение, разногласие, спор, угрожающих осложнениями. В современной литературе это понятие имеет много определений, из которых наиболее распространенное определение имеет то, которое  дал американский социолог Л. Козер1. Под конфликтом он предлагает понимать борьбу за власть и претензии за определенный социальный статус, за недостаточные для всех материальные и духовные блага. Ценность конфликтов Л. Козер видит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Сегодня общественные науки под конфликтом понимают столкновение интересов, действий, взглядов, позиций, как отдельных личностей, обладающих достаточной значимостью в сфере  политики.

Любой конфликт имеет свой предмет и объект. Он может быть внутриполитическим, внешнеполитическим, он может возникать в сфере  экономики, социальных отношений, политики, культуры. Его предметом могут  быть территориальные, межэтнические, языковые, профессиональные отношения.

На развитие этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе, безусловно, влияет религиозный фактор. В истории и жизни народов национальное и религиозное тесно переплетаются, взаимодействуют. Религиозный фанатизм и этнонационализм поддерживают, стимулируют друг друга. Религиозный фактор может повысить температуру конфликта, обострить его. Вместе с тем, практика этнонациональных конфликтов последних лет показывает, что нередко этнонациональный фактор оказывается сильнее, чем религиозный.

Рассмотрев понятие  и сущность этнополитического конфликта  и его динамику, несомненно, видим, что армяно-азербайджанский конфликт имеет черты и признаки этнополитического  конфликта.

Выдвижение территориальных  притязаний "от имени" этнической группы еще не означает солидарности этноса в целом с подобными  требованиями. Гораздо опаснее те территориальные конфликты, в которых  активной и наиболее радикальной  части национального движения удается  зажечь своими лозунгами большинство  населения. Именно это и произошло  в таких этнотерриториальных  конфликтах, как армяно-азербайджанский. Территориальные притязания вовлеченных в них сторон будто играют роль национальной идеи, которая консолидирует весь этнос, что делает трудным поиск компромиссов. Но опасность представляют также этнотерриториальных конфликтов, субъектами которых выступают лишь незначительные по численности, однако наиболее активные и радикальные группировки соответствующих этносов (таких конфликтов подавляющее большинство). В перспективе такие этнотерриториальных конфликты могут перерасти в крупномасштабные "гасить" их необходимо в зародыше.

Есть еще одна категория субъектов территориальных  претензий, она представлена высшими  органами власти суверенных государств. Принципы уважения территориальной  целостности государств СНГ и  нерушимости существующих границ зафиксированы  в учредительных документах Содружества. Но Азербайджан и Армения, длительное время и после создания СНГ, находившиеся в состоянии необъявленной войны  друг с другом, имеют противоположные  позиции по карабахскому питанию. По мере суверенизации национальных республик, наглядно проявляется тесная взаимосвязь "неофициальных" и "официальных" домогательств на территории, оспариваются: национальные движения, получая доступ к рычагам власти, становятся проводниками территориальных претензий и в государственной политике.

Проанализировав субъекты армяно-азербайджанского конфликта, стоит остановиться на типологии  этнотерриториального конфликта и  определить здесь позицию Нагорного  Карабаха. Классификация здесь определяется по предмету территориального спора.

В первую очередь, это конфликты по поводу "спорных" территорий, требования изменения исторически  сложившихся границ (около 2 / 3 всех территориальных притязаний. При  этом, так или иначе оспариваются не только межгосударственные, но и много внутренних границ. Предметом территориальных споров есть определенные участки границы между национальными республиками, и границы автономных округов. В этом ряду находится и Нагорный Карабах в Азербайджане.

Проведенные в  годы советской власти границы между  союзными республиками во многих случаях  рассекли целостные этнокультурные и хозяйственные регионы, а миграционные потоки советского времени резко  усилили мозаичность этнического  расселения. С распадом же СССР армянские и азербайджанские народы оказались разделенными государственными границами, по разные стороны которых проживали соотечественники. Конечно, особо опасные этнотерриториальных конфликтов, участники которых считают спорные земли частью своей исторической родины. Нагорный Карабах считают таким и армяне, и азербайджанцы. И этот факт вылился в крупномасштабную войну, унесшую из жизни тысячи людей.

Другая разновидность  этнотерриториального конфликта этого  типа - конфликты относительно статуса  уже существующих национальных образований. Здесь и требования сецессии до государства, что и происходит в Нагорном Карабахе. Также видим стремление Нагорного  Карабаха перейти на правах автономии  под другую государственную юрисдикцию - Армении. Провозглашались призывы  к отмене автономного статуса  и даже начинались практические шаги в этом направлении (отмена Нагорно-Карабахской  АО азербайджанскими властями) .

Подытожив все  вышесказанное, можно предположить, что этнотерриториальных конфликт является следствием конкретных социальных, экономических, политических и этнических процессов. Они ведутся "от имени" этносов и этнических групп относительно их политических прав, права проживать  на той или иной территории, владеть  и управлять ею. "Этнические" же, в чистом виде, конфликты это - лишь форма проявления, "оболочка" (а не суть конфликта).

Говоря о конфликте  в Нагорном Карабахе нельзя, по нашему мнению, ограничиться только понятием, это этнический или этнополитический конфликт. В этом конфликте соединились  три главных группы причин: политические, территориальные и этнические. И  именно в таком синтезе причинам будет целесообразнее рассматривать  предпосылки и причины конфликта, и будет сделано в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Причины и развитие армяно-азербайджанского конфликта

2.1. Зарождения  конфликта; 

Нагорно-Карабахская  Республика (НКР) - государство, не признана мировым сообществом, образовалась в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) - национально-государственного образования в государственном устройстве СССР, и временно заселенного Шаумянського района. Столицей Нагорного Карабаха город Степанакерт. Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена 2 сентября 1991

Нагорный Карабах (армянская самоназвание - Арцах), расположена на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, северо-восточной границей которой, согласно всем античным источникам, была Кура. Арцах упоминается в сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассио и других авторов, в частности ими указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией - древней государством, представляла собой конгломерат разноязычных кавказских горных племен.

После раздела  Армении между Византией и  Персией (387 г.) территория Восточного Закавказья (включая Нагорный Карабах) перешла  к Персии, что, однако, до позднего средневековья  не повлияло на этнические границы  в регионе: правобережье Куры вместе с Карабахом оставалось временно заселенным. И только в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Княжества Нагорного Карабаха, несмотря на это, сумели сохранить фактический суверенитет, будучи вынужденными столетиями отражать нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и часто враждебно настроенных соседних ханов, а то и войск самих шахмат. С целью избавиться от этих нападений армянские лидеры начали обращаться за помощью в XVII-XVIII веках до русских царей, в том числе к императорам Петра I, Екатерины II и Павла И.

В 1805 году территория исторического Нагорного Карабаха, что фактически получила название Карабахского ханства, вместе с большими районами Восточного Закавказья "на веки вечные" перешла к Российской империи, что  было закреплено  Туркменскими (1828 г.) договорами между Россией и Персией.

Начался период мирной жизни, который продолжался  до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе государств, Нагорный Карабах  в 1918-1920 г. превратился в арену  жестокой войны между Арменией, возобновила  свою независимость и новообразованной в условиях турецкой интервенции  Азербайджанской Демократической  Республикой, которая с момента  своего образования предъявила территориальные  претензии на значительные армянские территории Закавказья. Регулярные турецкие войска и азербайджанские вооруженные формирования, воспользовавшись смутой, вызванной мировой войной и распадом Российской империи, в продолжение геноцида армян в Турции в 1915 году, в 1918-1920 году уничтожили сотни армянских деревень, устроили резню армян в Баку. И только в Нагорном Карабахе эти азербайджанские формирования натолкнулись на серьезное вооруженное сопротивление, организованное Национальным Советом НК, хотя Шуша - столица края, 23 марта 1920 была сожжена и разграблена, а армянское население города уничтожено. Именно тогда международное сообщество сочло необходимым вмешаться в конфликт приобретал более трагический характер. 1 декабря 1920 на основе доклада своего третьего подкомитета Пятый Комитет Лиги Наций, реагируя на территориальные притязания Азербайджана и массовые антивременые погромы, единогласно высказался против принятия Азербайджанской Демократической Республики в Лигу Наций. Тогда же Лига Наций, до окончательного урегулирования конфликта, признала Нагорный Карабах спорной территорией, и с этим согласились все задействованные в конфликте стороны, в том числе и Азербайджан. Таким образом, в период возникновения в 1918-1920 годах Азербайджанской Демократической Республики ее суверенитет не распространялся на Нагорный Карабах.

Информация о работе Результаты и пути регулирования Карабахского конфликта