Республика как форма правления

Автор: Светлана Туманова, 05 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - правовой анализ формы правления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2.Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3.Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4.Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5.Дать характеристику формы правления в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика формы правления…………………………...5

Глава 2. Монархическая форма правления……………………………………9

2.1. Абсолютная монархия………………………………..…………………….10

2.2. Ограниченная монархия…………………………………………………...12

2.2.1. Дуалистическая монархия…….………………………………………..13

2.2.2. Парламентарная монархия……………………………………………….14

Глава 3. Республиканская форма правления……….……………….………...16

3.1. Президентская республика………………………… …………………….18

3.2.Парламентская республика……………………………………………….20

3.3. Смешанная республика…………………………..…………………….…22

Глава 4. Особенности республиканской формы правления в РФ…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

1111111.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что российская модель полупрезидентской республики в настоящее время не в полном объеме соответствует классическим представлениям о данной форме правления. Предусмотренная Конституцией 1993 г. модель республиканской формы правления характеризуется доминированием Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации, что является вполне закономерным в условиях переходного состояния Российского государства и общества. Вместе с тем тенденции их дальнейшего демократического развития связаны с обеспечением большей сбалансированности полномочий высших органов государственной власти.24 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведенное исследование формы правления позволило  сформулировать следующие выводы.

     Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.

     Форма правления – это организация  высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

     Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что  она является полупрезидентской  республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления в России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.

     Монархия  – это форма правления, при  которой во главе государства  стоит единоличный монарх, который  занимает престол по наследству юридически бессрочно и не несет ответственности перед населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распуская парламент. Повеление монарха приобретают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограниченно.

     Республика  – это форма правления, в которой  высшая государственная власть принадлежит  выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность  перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства. Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

     Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

     Достаточно  широкое распространение и признание  получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские  и полупарламентские республики.

     Несмотря  на своеобразие тех или иных форм правления в различных государствах, все они, тем не менее, поддаются классификации и могут быть сведены к нескольким типовым «моделям» организации государственной власти. Не следует только забывать, что эти «модели» на практике, в конкретной исторической ситуации никогда не реализуются в чистом виде. Каждому государству свойственны индивидуальные особенности, объясняемые его историческими традициями, политической культурой, природно-географическими и национальными факторами и т.п., которые придают своеобразные черты той или иной форме правления. Поэтому не существует в мире абсолютно идентичных монархий или республик, каждая отражает в своей организации своеобразие того государства, той страны, в которой она существует.

     Таким образом, в ходе проделанной работы поставленная цель достигнута и задачи выполнены.  
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря;
  2. Бархатова Е. Ю. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010;
  3. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М.: Норма, 2007;
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Факел, 2005;
  5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2002;
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М.: 2005;
  7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: 2003;
  8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под. общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю. И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М.: НОРМА, 2006;
  9. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002;
  10. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М.: Атриум, 2005;
  11. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // государство и право, 2003 №1;
  12. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Норма, 2005;
  13. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2005;
  14. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Просвещение, 2001;
  15. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: Норма, 2005;
  16. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: Проспект, 2002;
  17. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: 1999;
  18. НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ / Под ред. А. Н. Изрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2006;
  19. Писарев А. Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. гор. Ун-т. управл. Правительства Москвы, 2009;
  20. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994;
  21. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: 1998;
  22. Теория государства и права: учебник / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М.: Юрист, 2008;
  23. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001;Темнов М.Б. Теория государства и права. – М.:Норма,2004; 
  24. Теория государства и права. / Под ред. Л.В.Смирнова. – М.: 2005;
  25. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: 1999;
  26. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: 1997;
  27. Чиркин В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии  культура, 2003;
  28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: «Омега – Л», 1995;
  29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М.: 2006.

Информация о работе Республика как форма правления