Республика как форма правления

Автор: Светлана Туманова, 05 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - правовой анализ формы правления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2.Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3.Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4.Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5.Дать характеристику формы правления в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика формы правления…………………………...5

Глава 2. Монархическая форма правления……………………………………9

2.1. Абсолютная монархия………………………………..…………………….10

2.2. Ограниченная монархия…………………………………………………...12

2.2.1. Дуалистическая монархия…….………………………………………..13

2.2.2. Парламентарная монархия……………………………………………….14

Глава 3. Республиканская форма правления……….……………….………...16

3.1. Президентская республика………………………… …………………….18

3.2.Парламентская республика……………………………………………….20

3.3. Смешанная республика…………………………..…………………….…22

Глава 4. Особенности республиканской формы правления в РФ…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

1111111.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

    Признаки  монархии:

  • Олицетворение монарха с государством;
  • Власть монарха имеет божественное происхождение;
  • Монарх правит по собственному праву;
  • Монарх правит пожизненно, и власть передается по наследству;
  • Монарх не несет конкретной ответственности перед населением.

     Имеется несколько разновидностей монархических  форм правления. Различают абсолютную и конституционную монархии.

     2.1. Абсолютная монархия 

     Абсолютная  монархия представляет собой разновидность  монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти, а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

     Абсолютная  монархия характеризуется всевластием  главы государства. В правовом отношении  монарх – источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные и феодальные формы общественной жизни (например, в Омане, Катаре, Брунее).15 Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых, тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как своеобразная форма консервации родоплеменной патриархальной демократии доиндустриальной эпохи (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн).

     Абсолютная  монархия характеризуется обширными  полномочиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства. Какие-либо выборные органы в абсолютной монархии, как правило, отсутствуют, что не исключает наличия различного рода совещательных учреждений (например, Диван в Саудовской Аравии, где представлены члены многочисленного клана Саудитов – правящей династии этой страны). В виде исключения, в некоторых из этих государств могут приниматься акты, именуемые конституциями (например, в Катаре в 1970 г.), однако, в действительности они имеют мало общего с общепринятым понятием конституции.

     Абсолютная  монархия в ее классическом виде –  достояние прошлого. В современном  мире в качестве примера абсолютной монархии можно назвать султанат Оман, Саудовскую Аравию. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Конституционная  (ограниченная) монархия 

       Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются так называемые контрасигнатура и цивильный лист.

       Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии, как в Англии, так и в других странах.17

       Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных  монархиях. Размер этой суммы устанавливается  законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

       В зависимости от степени ограничения  различают дуалистическую и парламентарную монархии.  
 
 
 
 

       2.2.1. Дуалистическая монархия 

       Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименования, характеризуется разделением власти монарха с парламентом, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. Полномочия монарха ограничены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Что касается исполнительной власти, то она всецело находилась в руках монарха и назначаемого им правительства. Эта форма правления была довольно широко распространена в XIX и начале XX в. (такая монархия существовала после объединения Германии по конституции 1871 г.). Сегодня, в развитых государствах Запада эта форма правления не встречается. В виде исключения можно назвать Лихтенштейн после внесенных в 2003 г. поправок к конституции 1921 г. В то же время, она еще сохраняется в ряде стран ближнего Востока и Магриба (Иордания, Марокко). 18

       При дуалистической монархии существует выборный представительный орган – парламент (именуемый в каждой стране по-разному, например, меджлис в Иордании). Ему принадлежит право принятия законов и одобрения бюджета.

       Монарх  является главой государства и обладает основными прерогативами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства, который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стране чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армии.  

        2.2.2. Парламентарная монархия 

     В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих государствах мира (Великобритания, Испания, Япония и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

     При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа  монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). На практике все акты готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно конституции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резервные» прерогативы на случай возможных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

     Монарх  не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете, и эта строка именуется «цивильным листом».

     Если  вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию.

     Важная  особенность парламентарной монархи  в том, что правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Республиканская форма правления 

     Республиканская форма правления – самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой международной организации, как ООН, являются республиками.

     В республике высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед народом.

     Республика  (от лат. Res publika – публичное, общенародное дело) – форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией, законодательная власть принадлежит выборному представительному органу, также государство с такой форма правления. 19

     Юридическими  свойствами республиканской формы  правления являются:

  1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
  2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
  4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
  5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

     Известны  три основные разновидности республиканской  формы правления – президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.

     Главное различие между ними состоит в  юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке  выборов главы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Президентская республика
 

     Президентская республика характеризуется следующими признаками:

    • И официальным, и фактическим главой государства является президент;
    • Президент возглавляет правительство;
    • Президент правит по праву народного мандата (поручения);
    • При президентской форме правления отсутствует должность председателя правительства или министра;
    • Глава государства – президент избирается непосредственно населением путем либо прямых (в латиноамериканских странах), либо косвенных выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последующие как особая коллегия избирают президента);
    • Президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;
    • Президент обладает обширными полномочиями: он одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;
    • В президентской республике правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгресса – Сената);
    • Президентской республике присуще жесткое разделение властей;
    • В президентской республике президент не имеет права распустить парламент.

     Отличительной чертой президентской республики является жесткая система разделения властей. Каждая ветвь власти – законодательная, судебная и исполнительная – обладает значительной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем существует система «сдержек и противовесов». Парламент осуществляет законодательную функцию, принимает законы, обязательные для исполнительной власти, однако, и исполнительная власть в лице президента наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и пользуется этим, как показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма управления и стеснения самостоятельности других ветвей власти.

Информация о работе Республика как форма правления