Республика как форма правления

Автор: Светлана Туманова, 05 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - правовой анализ формы правления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2.Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3.Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4.Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5.Дать характеристику формы правления в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика формы правления…………………………...5

Глава 2. Монархическая форма правления……………………………………9

2.1. Абсолютная монархия………………………………..…………………….10

2.2. Ограниченная монархия…………………………………………………...12

2.2.1. Дуалистическая монархия…….………………………………………..13

2.2.2. Парламентарная монархия……………………………………………….14

Глава 3. Республиканская форма правления……….……………….………...16

3.1. Президентская республика………………………… …………………….18

3.2.Парламентская республика……………………………………………….20

3.3. Смешанная республика…………………………..…………………….…22

Глава 4. Особенности республиканской формы правления в РФ…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

1111111.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика формы правления…………………………...5

Глава 2. Монархическая форма правления……………………………………9

2.1. Абсолютная монархия………………………………..…………………….10

2.2. Ограниченная монархия…………………………………………………...12

2.2.1. Дуалистическая монархия…….………………………………………..13

2.2.2. Парламентарная монархия……………………………………………….14

Глава 3. Республиканская форма правления……….……………….………...16

3.1. Президентская  республика………………………… …………………….18

3.2.Парламентская республика……………………………………………….20

3.3. Смешанная республика…………………………..…………………….…22

Глава 4. Особенности республиканской формы правления в РФ…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

          Актуальность темы исследования. Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.

     Актуальным  аспектом изучения является выяснение  наиболее приемлемого правления: того, при котором все решения келейно, закрыто, хотя и быстро, принимает правящая группа либо того, где важнейшие политические решения принимаются представителями народа в процессе длительно согласования. В этой связи представляется важным рассмотреть, к каким институтам государственной власти будет больше доверия со стороны общества, к органам, выбранным путем всеобщего голосования или к тем органам, что формированы помимо свободного волеизъявления населения.

     Цель  курсовой работы - правовой анализ формы правления.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
  2. Исследовать форму правления как элемент формы государства;
  3. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
  4. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
  5. Дать характеристику формы правления в России.

     Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция  Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.1

     При написании данной работы были использованы научные работы таких авторов как,  Хропанюк В.Н. 2, Нерсесянц В.С.3, Малько А.В.4, Васильев Д.А.5 , Венгеров А.Б.6 и др.

     Структура курсовой работы. Исходя из поставленной цели и задач, курсовая работа состоит из четырех глав, введения и заключения, списка использованных источников.

     Во  введении обоснована актуальность выбранной  для изучения темы, определены цель и задачи курсовой работы, объект, предмет  и метод исследования, а также используемые автором научные труды.

     В первой главе исследуются общая  характеристика формы правления.

     Во  второй главе рассматриваются разновидности  монархической формы правления.

     Третья  глава посвящена республиканской  форме правления.

     Четвертая глава освящает особенности республиканской  формы правления в Российской Федерации.

     В заключении делается вывод о проделанной  работе.

 

    Глава 1. Общая характеристика формы правления 

     Регулирующее, упорядочивающее воздействие на общество, поведение человека, групп, общностей государство осуществляет с помощью норм права и специального аппарата в лице органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. В связи с этим способы формирования, структура высших органов государственной власти, принципы их взаимодействия между собой и местными органами власти, средства властного воздействия, которые они используют, не только представляют собой теоретическую проблему, но и имеют большое практическое значение.

     Эффективность форм организации и функционирования государственной власти в обществе в значительной мере зависит от способности существующих властных институтов адекватно реагировать на возникающие у населения потребности и удовлетворять их.7

     От  формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.8

     Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

     Структура формы государства:

  1. Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением9.
  2. Форма государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой.
  3. Политический режим (государственный режим) – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

     Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три  формы, а три аспекта единой формы  государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти – в сторону ли демократии или, наоборот, автократии – неизбежно отражаются на форме правления и на форме государственного устройства. 10

     Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.11 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле.

     Термин  «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.12

     В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление, предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства, с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституциям принадлежит государственная власть или которые осуществляют ее на практике, формы прямых и обратных связей органов государственной власти с населением.

     Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.

     Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.13

     Как показывает исторический опыт, форме  правления наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

  1. Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);
  2. Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент);
  3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
  4. Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
  5. Взаимоотношения государственных органов с населением.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Монархическая форма правления 

     Монархическая форма правления - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

     Монархия  была господствующей формой правления  на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

     Монархия  – это такая форма правления, где глава государства – монарх (именуемый в каждой стране по-разному  – император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

     Монархия  как форма правления сохраняется  в значительной части государств либо как дань исторической традиции (что характерно для развитых стран Запада), либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации (что свойственно, например, монархическим государствам Ближнего Востока).14

Информация о работе Республика как форма правления