Автор: Светлана Туманова, 05 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - правовой анализ формы правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2.Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3.Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4.Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5.Дать характеристику формы правления в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика формы правления…………………………...5
Глава 2. Монархическая форма правления……………………………………9
2.1. Абсолютная монархия………………………………..…………………….10
2.2. Ограниченная монархия…………………………………………………...12
2.2.1. Дуалистическая монархия…….………………………………………..13
2.2.2. Парламентарная монархия……………………………………………….14
Глава 3. Республиканская форма правления……….……………….………...16
3.1. Президентская республика………………………… …………………….18
3.2.Парламентская республика……………………………………………….20
3.3. Смешанная республика…………………………..…………………….…22
Глава 4. Особенности республиканской формы правления в РФ…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32
Система
«сдержек и противовесов» проявляется
в президентской республике также
в том, что парламент не может отправить
правительство в отставку, но и президент
не может распустить парламент.
Парламентарная республика – республика, суть которой в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Парламентарная (парламентская) республика в настоящее время преобладает в Европе. Ее характерными признаками являются следующие:
Парламентарными
республиками являются сегодня ФРГ,
Италия, Греция, Индия и др. Такая форма
правления более присуща развитым странам,
так как предполагает довольно высокий
уровень развития демократии, наличие
развитой партийной системы и высокой
политической культуры населения.
Полупрезидентская (смешанная, парламентско-президентская) республика в отечественной и зарубежной науке конституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.
Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
К
признакам полупрезидентской
Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, т.е. сочетает черты парламентской и президентской республики.20
Глава
4. Особенности республиканской
формы правления в Российской
Федерации
Сегодня для России характерна президентско-парламентская форма правления при которой, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. В-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство в определенной мере ответсвенное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы правления). Именно эти признаки характеризуют Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику.
Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.
Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации (РФ), «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Статья первая устанавливает элементы формы российского государства. Россия по форме правления является республикой (ее главный признак – выборность и сменяемость главы государства), по государственному территориальному устройству – федерацией и имеет демократический политический режим. 21
Система
организации государственной
Как отмечает Н. А. Сахаров, полупрезидентская (смешанная) республика характеризуется двумя основными признаками: во-первых, президент не возглавляет систему органов исполнительной власти (правительством руководит премьер-министр), но обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать воздействие на их деятельность, что характерно для президентской республики; во-вторых, такого рода исполнительно-распорядительные полномочия президента ограничиваются властными полномочиями парламента, что характерно для парламентской республики. 22
Признаком, характерным только для полупрезидентской республики является право главы российского государства на роспуск нижней палаты парламента.
Следует отметить, что система «сдержек и противовесов», составляющая суть принципа разделения властей, находит свое проявление в закрепляемых в Конституции РФ 1993 г. государственно-правовых механизмов взаимодействия, взаимного контроля органами государственной власти Российской Федерации.
Конституция
не называет главу Российского государства
одновременно и главой исполнительной
власти. Вместе с тем Основной закон
Российского государства
Следует отметить, что важнейшим средством воздействия Президента России на исполнительную власть в системе «сдержек и противовесов» являются его полномочия по формированию Правительства и федеральных органов исполнительной власти и руководству их деятельностью. В соответствии с п. «а», «б», «в», «г», «д» ст. 83 Конституции России Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; назначает других должностных лиц исполнительной власти. Кроме того, ряд министерств и иных федеральных органов исполнительной власти находятся в прямом ведении Президента Российской Федерации. Как свидетельствует практика деятельности главы Российского государства в области государственного строительства, он самостоятельно, без учета мнения Председателя Правительства России, назначает руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти, а так же утверждает положения об этих органах.
Согласно
ч. 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации
Президент самостоятельно принимает
решение об отставке Правительства.
Кроме того, Правительство Российской
Федерации всегда слагает свои полномочия
перед вновь избранным
Для
осуществления руководства
В
механизме воздействия
Следует отметить, что полупрезидентская форма правления предполагает наличие в системе «сдержек и противовесов» правовых механизмов воздействия главы государства на законодательную власть. Наиболее важным из них является механизм роспуска нижней палаты парламента. Процедура роспуска главой Российского государства Государственной Думой закреплена в ст. 109 Конституции РФ. Государственная Дума не может быть распущена в случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации, в течение года после ее избрания, с момента выдвижения ею обвинения против президента России, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а так же в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Эти важные положения Конституции делают Государственную Думу в указанные периоды значительно сильнее, поскольку над ней не висит угроза роспуска.
Необходимо отметить, что для обеспечения самостоятельности всех институтов государственной власти полупрезидентская форма правлениия должна предусматривать не только наличие правовых механизмов воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную и законодательные власти, но и возможности правительства и Федерального собрания оказывать существенное влияние на деятельность главы Российского государства.
Вместе с тем ряд известных ученых критически оценивает заложенный в Конституции баланс властей, предусматривающий усиление позиций Президента за счет ослабления позиций парламента, который в немалой степени зависим от Президента, а также от исполнительной власти, которая, в свою очередь, находится в зависимости от Президента.
Важнейшим
средством недопущения