Республика как форма правления

Автор: Светлана Туманова, 05 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - правовой анализ формы правления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2.Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3.Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4.Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5.Дать характеристику формы правления в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика формы правления…………………………...5

Глава 2. Монархическая форма правления……………………………………9

2.1. Абсолютная монархия………………………………..…………………….10

2.2. Ограниченная монархия…………………………………………………...12

2.2.1. Дуалистическая монархия…….………………………………………..13

2.2.2. Парламентарная монархия……………………………………………….14

Глава 3. Республиканская форма правления……….……………….………...16

3.1. Президентская республика………………………… …………………….18

3.2.Парламентская республика……………………………………………….20

3.3. Смешанная республика…………………………..…………………….…22

Глава 4. Особенности республиканской формы правления в РФ…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

1111111.docx

— 64.18 Кб (Скачать)

     Система «сдержек и противовесов» проявляется  в президентской республике также в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Парламентская республика
 

     Парламентарная  республика – республика, суть которой  в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Парламентарная (парламентская) республика в настоящее время преобладает в Европе. Ее характерными признаками являются следующие:

    • Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля над деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще – в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов;
    • Глава государства – президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигованы главой правительства или ответственным министром;
    • Парламент является важнейшим из органов государственной власти;
    • Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (например, в ФРГ свыше 80 %);
    • При парламентарной республике правительство ответственно перед парламентом.

     Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.  
 
 

      1. Смешанная республика
 

     Полупрезидентская (смешанная, парламентско-президентская) республика в отечественной и зарубежной науке конституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.

     Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

     К признакам полупрезидентской республики относят следующие:

    • В смешанной республике присутствует должность председателя правительсва;
    • Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства);
    • Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим;
    • Президент не является главой правительства;
    • В полупрезидентской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

     Россия  относится к республиканским  формам правления, носящим смешанный  характер, т.е. сочетает черты парламентской  и президентской республики.20

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Особенности республиканской формы правления в Российской Федерации 

     Сегодня для России характерна президентско-парламентская  форма правления при которой, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. В-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство в определенной мере ответсвенное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы правления). Именно эти признаки характеризуют Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику.

     Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

     Согласно  статье 1 Конституции Российской Федерации (РФ), «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

     Статья  первая устанавливает элементы формы российского государства. Россия по форме правления является республикой (ее главный признак – выборность и сменяемость главы государства), по государственному территориальному устройству – федерацией и имеет демократический политический режим. 21

     Система организации государственной власти в России находится в процессе становления и в настоящее  время наиболее близка к полупрезидентской  модели республиканской формы правления, нашедшей свое наиболее полное воплощение в конституционном устройстве многих стран Западной Европы и, прежде всего, Франции.

     Как отмечает Н. А. Сахаров, полупрезидентская (смешанная) республика характеризуется двумя основными признаками: во-первых, президент не возглавляет систему органов исполнительной власти (правительством руководит премьер-министр), но обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать воздействие на их деятельность, что характерно для президентской республики; во-вторых, такого рода исполнительно-распорядительные полномочия президента ограничиваются властными полномочиями парламента, что характерно для парламентской республики. 22

     Признаком, характерным только для полупрезидентской  республики является право главы  российского государства на роспуск  нижней палаты парламента.

     Следует отметить, что система «сдержек и  противовесов», составляющая суть принципа разделения властей, находит свое проявление в закрепляемых в Конституции РФ 1993 г. государственно-правовых  механизмов взаимодействия, взаимного контроля органами государственной власти Российской Федерации.

     Конституция не называет главу Российского государства  одновременно и главой исполнительной власти. Вместе с тем Основной закон  Российского государства закрепляет механизмы, которые позволяют Президенту России оказывать серьезное воздействие  на деятельность органов исполнительной власти, что, безусловно, соответствует  классическим представлениям полупрезидентской республике. По мнению В. Е. Чиркина, «в большинстве постсоветских стран существуют президентско-парламентарная республика с сильным президентом и, по существу, единоличным лидером. Такая форма правления имеет определенные достоинства, особенно в условиях переходных состояний, при необходимости мобилизации общества на решение первоочередных задач. Впервые это было показано, видимо, на опыте Франции в сложной ситуации 1958 г.23

     Следует отметить, что важнейшим средством воздействия Президента России на исполнительную власть в системе «сдержек и противовесов» являются его полномочия по формированию Правительства и федеральных органов исполнительной власти и руководству их деятельностью. В соответствии с п. «а», «б», «в», «г», «д» ст. 83 Конституции России Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; назначает других должностных лиц исполнительной власти. Кроме того, ряд министерств и иных федеральных органов исполнительной власти находятся в прямом ведении Президента Российской Федерации. Как свидетельствует практика деятельности главы Российского государства в области государственного строительства, он самостоятельно, без учета мнения Председателя Правительства России, назначает руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти, а так же утверждает положения об этих органах.

     Согласно  ч. 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации  Президент самостоятельно принимает  решение об отставке Правительства. Кроме того, Правительство Российской Федерации всегда слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом  России после вступления его в  должность. Правительство России может  прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об его отставке либо не согласиться с решением Государственной Думы, и тогда Правительство будет продолжать свою работу в прежнем составе. Однако, если в течение трех месяцев Государственная Дума выразит повторно недоверие Правительству Российской Федерации, Президент России обязан объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.

     Для осуществления руководства деятельностью  Правительства глава Российского  государства наделяется правом отменять все его постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции (ч. 3 ст. 115), федеральным законам и указам Президента России.

     В механизме воздействия Президента на органы исполнительной власти важное место занимает закрепленное п. «б» ст. 83 Конституции РФ право Президента председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

     Следует отметить, что полупрезидентская  форма правления предполагает наличие в системе «сдержек и противовесов» правовых механизмов воздействия главы государства на законодательную власть. Наиболее важным из них является механизм роспуска нижней палаты парламента. Процедура роспуска главой Российского государства Государственной Думой закреплена в ст. 109 Конституции РФ. Государственная Дума не может быть распущена в случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации, в течение года после ее избрания, с момента выдвижения ею обвинения против президента России, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а так же в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Эти важные положения Конституции делают Государственную Думу в указанные  периоды значительно сильнее, поскольку над ней не висит угроза роспуска.

     Необходимо  отметить, что для обеспечения  самостоятельности всех институтов государственной власти полупрезидентская форма правлениия должна предусматривать не только наличие правовых механизмов воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную и законодательные власти, но и возможности правительства и Федерального собрания оказывать существенное влияние на деятельность главы Российского государства.

     Вместе  с тем ряд известных ученых критически оценивает заложенный в  Конституции баланс властей, предусматривающий  усиление позиций Президента за счет ослабления позиций парламента, который в немалой степени зависим от Президента, а также от исполнительной власти, которая, в свою очередь, находится в зависимости от Президента.

     Важнейшим средством недопущения чрезмерной концентрации власти в руках президента в системе «сдержек и противовесов»  являются правовые механизмы его  ответственности перед законодательной  властью, которые в демократических  правовых государствах связаны прежде всего с закрепляемой в конституциях процедурой досрочного отстранения главы государства от должности парламентом. Конституция Российской Федерации (ст. 93) допускает досрочное отрешение Президента России от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Информация о работе Республика как форма правления