Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:03, курсовая работа
В работе рассматриваеться общетеоретические вопросы реализации норм права. Право – регулятор общественных отношений. Но в свою очередь, право выполняет свою социальную функцию регулирования, когда осуществляется в реальной действительности.
Введение………………………………………………………………………....3
1.Понятие, сущность и основные формы реализации норм права………………………………………………………………………….5
2.Применение права, его стадии и акты……………………………….…9
3.Применение норм права органами внутренних дел…………..............21
Заключение………………………………………………………………….…26
Список литературы…………………………………………………………....28
Правоприменительная и праворазъяснительная деятельность тесно связаны, дополняют друг друга, обогащают, но иногда вступают в противоречие. Так, обязанность разъяснять задержанному по подозрению в совершении преступления его право обращаться к услугам адвоката вступает в противоречие с практической возможностью обеспечить участие адвоката в предусмотренные законом сроки. То же самое мы видим при осуществлении административного производства. Всему этому есть свои объективные и субъективные причины. Прежде всего сказывается низкий уровень профессиональной культуры сотрудников, чрезмерная их загруженность работой и ограниченность оперативно-технических возможностей.
Стремление к разрешению противоречий способствует совершенствованию названных видов деятельности, помогает уточнить их формы и методы. Меры по совершенствованию каждого вида деятельности органов внутренних дел помогают избежать перехода данных противоречий в антагонистическое состояние. Подтверждением сказанного могут служить примеры положительных результатов одновременной активизации правоприменительной и праворазъяснительной деятельности. Это относится к работе милиции по предотвращению нарушений дорожного движения, к мерам по усилению борьбы с правонарушениями в общественных местах. Некачественная праворазъяснительная работа негативно влияет на эффективность правоприменения органов внутренних дел.
К сожалению, гражданам недостаточно разъясняется Закон «О милиции», они слабо знают нормы Кодекса об административных правонарушениях; нормативные акты о порядке проведения митингов, собраний, демонстраций, шествий и т. д., в целом Конституцию России и другое законодательство в правоохранительной сфере.
Таким образом, праворазъяснительная деятельность осуществляется в пределах правоприменительной и относится к двум ее формам — правоохранительной и оперативно-исполнительной.
Правоприменительным актам, выносимым органами внутренних дел, свойственны общие черты, присущие всем актам правоприменения: они индивидуальны, подзаконны, носят властный характер, обязательны для исполнения субъектами, которым адресованы, вызывают соответствующие юридические последствия. В то же время специфика выполняемых органами внутренних дел функций и задач и используемых ими форм, методов и средств обуславливает ряд их особенностей. Эти особенности предопределяются, во-первых, спецификой объектов их правопримененительного воздействия (предметом правового регулирования), во-вторых, конкретными полномочиями различных структурных звеньев органов внутренних дел и их должностных лиц, в-третьих, принятием правоприменительных актов на основе и во исполнение компетенционных норм, в-четвертых, формой объективированного выражения вовне. Кроме того, специфика указанных актов может быть обусловлена также упрощенным порядком совершения и оформления отдельных актов применения права, а также совершения должностными лицами органов внутренних дел особых юридически значимых действий при наступлении определенных условий, предусмотренных нормами права5.
Сферу
применения правовых норм органами внутренних
дел принято разделять на две
стороны. Внешняя связана с обеспечением
правопорядка, охраной прав, свобод
и законных интересов граждан. Внутренняя
– с организацией и обеспечением
функционирования системы органов внутренних
дел. Без учета этого разделения нельзя
правильно оценить эффективность правоприменительных
актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”6, - данной цитатой можно подвести итог проделанной работы.
Правовые нормы предназначены для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, таким образом побуждая их вести себя именно так, как это предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Объектом правового регулирования является волевое поведение людей. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых стремится добиться законодатель, издавая нормы права. Правовое регулирование позволяет людям поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства. Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей.
Факт перевода нормативных требований права в реальное поведение будет успешен в итоге лишь в случае создания надлежащей материальной базы, если будет необходимое научно-техническое и ресурсное обеспечение, в случае создания благоприятного морально-политического климата, с организационными мерами и др. Одновременно большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.
В том случае если люди не хотят повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государством был создан ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.
Заключительным
результатом реализации права будет являться
достижение полного соответствия между
требованиями конкретных норм совершить
или воздержаться от совершения определенных
деяний и суммой фактически реализованных
действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ