Реализация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваеться общетеоретические вопросы реализации норм права. Право – регулятор общественных отношений. Но в свою очередь, право выполняет свою социальную функцию регулирования, когда осуществляется в реальной действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3


1.Понятие, сущность и основные формы реализации норм права………………………………………………………………………….5


2.Применение права, его стадии и акты……………………………….…9


3.Применение норм права органами внутренних дел…………..............21


Заключение………………………………………………………………….…26


Список литературы…………………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

бар.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

       Применение  права (правоприменительная деятельность) – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов государства, заключающаяся в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных правовых предписаний (индивидуальных правоприменительных актов)2.

     Применение  норм права необходимо тогда, когда  вышерассмотренные формы оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения по воле государства полномочиями применять отдельные законы могут быть наделены общественные органы (например, профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).

     Применение  закона имеет место быть там, где  адресаты правовых норм не могут реализовать  своих предусмотренных законом  прав и обязанностей без своего рода посредничества компетентных государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя бы к тому времени и были в действительности налицо все условия, предусмотренные законом для возникновения прав и обязанностей.

     Применение  права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Эта форма применения права является для современного цивилизованного государства основной, профилирующей-

     Правоохранительная  деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража.

     Применение  права всегда обращено к другим лицам  и обязательно для них. В то же время, следует подчеркнуть, что, применяя право, государственные органы и их должностные лица сами соблюдают установленные в законе запреты, исполняют возложенные на них обязанности и используют предоставленные им права. Иными словами, правоприменение носит подзаконный, а точнее поднормативный характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или другим нормативным актом полномочий компетентного органа. Следует иметь ввиду сложность самого процесса применения права, так как оно связано с особыми приемами решения юридических дел, требует специальных знаний, навыков и умений, а также затрагивает ряд вопросов профессиональной деятельности юристов. С точки зрения процесса правоприменения его специфика в отличие от специфики процессов соблюдения, исполнения и использования права состоят в следующем:

     • во-первых, осуществление их только компетентными государственными органами (должностными лицами) или органами общественности по усмотрению государства. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, и применять нормы права не могут;

     • во-вторых, деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия;

     • в-третьих, содержание правоприменительной  деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение о выдаче конкретному гражданину разрешения на приобретение оружия и др.;

     • в-четвертых, применение норм права  осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

     Существуют определенные случаи возникновения необходимости применения норм права,

     1. Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, для того чтобы учиться в высшем государственном учебном заведении (реализовать свое право на образование), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении.

     2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом.

     3. Необходимость в применении норм права возникает тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство.

       4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир, применяя соответствующую норму дисциплинарного устава.

       Круг  органов, применяющих нормы права, очень широк. Ими являются многочисленные органы государственного управления, в определенных случаях и органы государственной власти, органы прокуратуры и правосудия, а также общественные организации. В числе указанных субъектов правоприменительной деятельности находятся и органы внутренних дел.

     Правоприменительная деятельность представляет собой сложный  процесс, состоящий из ряда последовательных действий - стадий. Относительно вопроса о том, какие именно стадии необходимо выделять, существуют различные мнения. Наиболее распространенное:

     1. Установление фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.).

     Оно начинается с определения круга  фактов, необходимых для решения  дела. После этого приступают к  сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права.

     Установление  фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права.

     Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых  для решения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических  средств, в установленных законом формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательствах),

     Правоприменительными  органами исследуются не все абсолютно  факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела, Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления.

     2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

     После установления юридического значения рассмотренных  обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган, прежде всего, решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела.

     Далее необходимо установить подлинность (достоверность) её текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная форма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании, его последней редакцией со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права.

     В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две  или более формально действующие  нормы несовпадающего или даже противоречивого  содержания. Это называется коллизия норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

     а) если коллизирующие нормы исходят  от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая  от вышестоящего органа;

     б) если такие нормы приняты одним  органом, то применяется норма, изданная позднее.

     Далее правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

     • действует ли норма в тот момент, когда на её основе нужно решить конкретное дело;

     • действует ли она на территории, где это дело должно быть разрешено;

     • распространяется ли действие данной нормы на лиц. в отношении которых она должна быть применена.

     На  этой стадии завершается процесс  изучения конкретной нормы, В ходе анализа (толкования) устанавливается действительный смысл нормы, содержания государственной  воли, выраженной в ней.

     3. Толкование нормы права.

     Заключается в установлении смысла и содержания нормы права.

     4. Принятие решения.

     Определение юридических последствий для  субъектов рассматриваемых отношений.

     5. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

     Это главная, решающая и наиболее ответственная  стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное  значение индивидуального акта властного  характера (решение суда и т.д.) проявляется  применение права в собственном  смысле слова, в то время как все  предшествующие стадии -подготавливают условия для окончательного решения. Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение. Будучи творчески организующей деятельностью, вынесение решения, определяя судьбу дела, не может ограничиваться чисто формальным подведением жизненных обстоятельств под общие требования норм.

     Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать о всех правовых решениях, прямо касающихся их.

     На  этом процесс применения нормы права  заканчивается - начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определённых этим актом3.

     Деятельность  по применению права содержит в себе формально-логические, интеллектуально  волевые, психологические, государственно-властные компоненты, каждый из которых имеет свои особенности, накладывающие отпечаток на ход и механизм его осуществления. В частности, государственно-властный характер этой деятельности вытекает из компетенции должностных лиц. Интеллектуально-волевая сторона деятельности характеризуется правовым сознанием правоприменителей, их профессиональной культурой, знанием ими закона, умением и навыками его применения. Формально-логический аспект этой деятельности отражает логико-познавательные закономерности мыслительной деятельности выше указанных лиц.

Информация о работе Реализация норм права