Реализация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваеться общетеоретические вопросы реализации норм права. Право – регулятор общественных отношений. Но в свою очередь, право выполняет свою социальную функцию регулирования, когда осуществляется в реальной действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3


1.Понятие, сущность и основные формы реализации норм права………………………………………………………………………….5


2.Применение права, его стадии и акты……………………………….…9


3.Применение норм права органами внутренних дел…………..............21


Заключение………………………………………………………………….…26


Список литературы…………………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

бар.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

     Необходимо  выделить основные требования, обеспечивающие вынесение правильного решения по делу.

     При анализе фактических обстоятельств  следует тщательно выяснить их, правильно  оценить имеющиеся данные и выделить среди них те, которые имеют  юридическое значение, поскольку  только юридически значимые факты определяют, какую норму следует применить  к данному случаю. Гарантиями правильного анализа фактических обстоятельств, полноты и всесторонности их исследования являются основанные на теории познания специальные приемы, помогающие установить достоверность факта (например, теория судебных доказательств). В числе юридических гарантий следует отметить требование беспристрастности должностных лиц, право обжалования и опротестования решения, участие общественности в процессе правоприменения и др. В общем виде исследование фактической основы дела состоит: в объективном, полном и всестороннем исследовании обстоятельств рассматриваемого случая; в установлении их юридического характера; в соблюдении всех требований закона, связанных с исследованием фактических данных.

     При выборе подлежащей применению нормы  права осуществляются следующие  действия:

     - определяется отрасль права, которая  регулирует подобные отношения;

     - выбираются нормы, которые предусматривают  близкие, смежные случаи;

     - устанавливается та норма, которая  рассчитана на данные отношения, т.е. определяется родовой, видовой и непосредственный объект.

     Выбрать надлежащую норму права – значит дать правильную юридическую квалификацию рассматриваемому случаю. Таким образом, установление юридической основы дела состоит в том, что необходимо: правильно выбрать правовую норму, которая рассчитана на данные обстоятельства; определить, что выбранная норма действует и не противоречит закону; установить полный текст нормативного акта, содержащего норму права4.

     В органической взаимосвязи с указанными действиями находится толкование нормы  права, которое как мыслительный процесс неотъемлемо от единого процесса применения права. Нормы права формулируются с помощью языка, в языковой форме они существуют, фиксируются и передаются субъектам. Поскольку нормативные высказывания законодателя зачастую скрыты за языковой формой, возникает необходимость знания приемов и способов уяснения смысла и содержания нормы права. Толкование представляет собой, с одной стороны, определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания нормы права посредством выявления значений и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативно-правовых актах. С другой стороны, оно выступает как результат мыслительного процесса, фиксирующийся в определенных языковых высказываниях, отражающих содержание нормы права. В сфере применения основным средством фиксации результата уяснения смысла и содержания указанных высказываний являются акты правоприменения.

     Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

     Характерными  для акта применения нормы права являются следующие черты:

     - акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. В нем олицетворяется авторитет и сила государства. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. Если это требование будет нарушено, гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим;

     - акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормативно-правовые акты рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. Акты применения права не являются источниками права и в сборники законодательства не включаются;

     - правоприменительные акты должны быть законными, выноситься на основании закона, опираться на определенные нормы права. Это значит, что, например, за совершенное преступление наказание выносится только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен;

     - акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы: в начале акта дается точное его наименование (приговор, приказ, постановление и т.д.), а в необходимых случаях предусматривается и самостоятельный заголовок.  Другие необходимые атрибуты акта - дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акт, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода. Изложение содержания акта обычно распадается на три части - описательную, где излагаются фактические обстоятельства дела, мотивировочную, дающую обоснование принятого решения, и резолютивную, в которой излагается содержание решения.

     Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала суда), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.).

     Актами применения права не являются те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).

     В зависимости от субъектов, применяющих  нормы права, индивидуальные правовые акты можно подразделить на следующие виды: акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных органов государственной власти, акты правоохранительных государственных органов и акты государственного контроля.

     Кроме этого, правоприменительные акты подразделяются и в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права. В этом случае правоприменительные акты бывают регулятивные (устанавливающие конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей) и охранительные (издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений).

     Основными требованиями, предъявляемыми к правоприменительным  процессам в целом, являются:

  1. Законность. Соблюдение законности означает, что необходимо применять норму права, прямо относящуюся к рассматриваемому случаю, делу, строго следовать ее точному смыслу не выходить за ее пределы; решать дела в строгих рамках своей компетенции; правовые нормы должны применяться всегда, когда имеются обстоятельства, предусмотренные нормой.
  2. Обоснованность. Требуется выявить, тщательно и объективно изучить все относящиеся к делу факты, недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание.
  3. Целесообразность. Существуют два аспекта этой проблемы. Во-первых, требования закона, с точки зрения законодателя, являются самым целесообразным решением вопроса, поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона есть в то же время наилучший путь достижения той цели, которую поставил перед собой законодатель. Во-вторых необходимо наиболее целесообразно исполнять нормы права в каждой конкретной жизненной ситуации. Издавая нормативные предписания, законодатель учитывает общие тенденции развития общественных отношений, вырабатывает модели поведения людей, но он не в состоянии учесть все особенности конкретных обстоятельств каждого случая.
  4. Справедливость. Предполагается осознание правильности решения дела с точки зрения интересов общества и государства. Это убедительность и доказанность собранных данных, объективный подход правоприменителя к исследованию обстоятельств, к лицам, участвующим в деле, к принимаемому решению.

     Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

     Правоприменительная и праворазъяснительная деятельности занимают значительное место в повседневной практике органов внутренних дел.

     Выделить  признаки, определяющие особенности  правоприменительной деятельности органов внутренних дел, возможно исходя из анализа общих признаков правоприменения, осуществляемого органами государства. Особенности здесь обнаруживаются, начиная с объектов и субъектов, вовлеченных в правоприменительный процесс.

     Во-первых, объектом правоприменения являются общественные отношения, составляющие определенную часть правопорядка в сфере деятельности органов внутренних дел.

     Во-вторых, субъектами правоприменительного процесса являются компетентные органы внутренних дел и их должностные лица. Не все работники органов внутренних дел имеют право осуществлять правоприменительную деятельность (работники информационно-аналитической группы, секретариата, хозяйственного и финансового отделов и т. д. такого права не имеют), а у других — эти полномочия носят ограниченный характер (постовой милиционер, командиры взводов ППС, преподаватели специальных учебных заведений МВД и др.). Одни — осуществляют ее в связи с управленческой деятельностью (министры, начальники УВД, начальники горрайорганов, командиры строевых подразделений и т. д.); другие — фактически заняты лишь правоприменительной деятельностью, реализуя юрисдикционную форму. К таковыv относятся следователи, дознаватели, участковые инспектора милиции и др.

     В-третьих, эта деятельность осуществляется в  диапазоне определенного круга задач (обеспечение личной безопасности граждан, охрана и защита их прав, свобод и законных интересов, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, обеспечение общественной безопасности и т. п.).

     В-четвертых, органы внутренних дел осуществляют правоприменительную деятельность и в экстремальных ситуациях, связанных с массовыми беспорядками, землетрясениями, эпидемиями и т. п., обеспечением охраны общественного порядка в период проведения спортивно-массовых мероприятий, митингов, демонстраций и т. д. Эта деятельность осуществляется при непосредственном соприкосновении с большой массой людей.

     В-пятых, правоприменение органов внутренних дел осуществляется в строгой  процессуальной форме, в рамках специальных  процедур и в границах закрепленных правовыми нормами дозволений и  запретов. Особенностью является также и то, что работники органов внутренних дел сопровождают правоприменительную деятельность специфическими для них способами и методами (задержание, арест, производство дознания, предварительное следствие, обыск, сбор доказательств, составление протоколов допросов потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого и т. п.).

     Праворазъяснительная  деятельность органов внутренних дел  носит многоаспектный характер:

     а) направлена на повышение правовой культуры населения;

     б) нацелена на конкретную личность;

     в) преследует цель повышения профессионального  правосознания и профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.

     Суть  этой деятельности заключается в  установлении (в пределах компетенции) точного, единообразного понимания и разъяснения смысла нормативно-правовых предписаний, в уяснении целей и социального предназначения норм права, в определении их места в системе действующего законодательства в интересах защиты прав свобод и законных интересов личности.

     Итак, правоприменительная деятельность органами внутренних дел и их сотрудниками осуществляется в двух формах: правоохранительной и оперативно-исполнительной (организующей).

     Особенности праворазъяснительной деятельности органов  внутренних дел прежде всего определяются своеобразием объекта воздействия, а также формами и методами ее реализации в пределах компетенции самих субъектов, ее осуществляющих.

     Адресатами  праворазъяснительной деятельности могут  быть субъекты разных социальных уровней и ролей, например, трудовые коллективы, члены общественных организаций, работники кооперативов и фермерских хозяйств, работники управленческого труда крупных фирм, иных органов и учреждений и отдельные граждане.

     Значительные  праворазъяснительные усилия затрачиваются  на лиц с отклоняющимся поведением (стоящие на учете несовершеннолетние, поднадзорные и т. п.). Кроме того, процессуальное законодательство предусматривает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор должны разъяснять подозреваемому, обвиняемому их права и обязанности. Права разъясняются потерпевшим, понятым. Свидетелю же помимо прав напоминается об обязанностях давать правдивые показания об известных ему обстоятельствах и об ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний.

Информация о работе Реализация норм права