Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:46, контрольная работа
Абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма совпадает с окончательным юридическим закреплением крепостного права. Но это не означает, что абсолютистское государство защищало интересы лишь дворян-крепостников. Вовсе нет. Во-первых, ему приходилось учитывать и интересы купечества, заводчиков, фабрикантов.
Права и обязанности мещан:
Сельские обыватели и крепостное право. Сельские обыватели делились на казённых (государственных) и частновладельческих.
Черносошенные крестьяне жили общиной. Сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья. Могли их продать, заложить, отдать, отдать в приданое. Они уплачивали государству денежный оброк и натуральные повинности. Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья платили ясак (натуральная дань) государству.
Однодворцы. (выходцы из московских служилых людей) они платили подушную и оброчную подати. Выполняли полицейские функции.
Государственные
крестьяне имели право
Берг и мануфактур коллегии заводчикам передавали часть государственных крестьян (приписные).
В 1796 году бывшие государственные крестьяне, приписанные к фабрикам восстанавливают свой статус «казённых».
Частновладельческие крестьяне
1)их крепостная зависимость вечная
2)
Помещик имел право
Ещё с конца XVII века помещикам предоставлялось право продавать крестьян без земли, закладывать, дарить, завещать, менять, отдавать за долги. Указы 1717 и 1720 годов разрешили выставлять в рекруты наёмных людей, то есть ещё больше активизировалась торговля людьми. Помещики могли перемещать крепостных из одного сословия в другое (из дворовых в ремесленные) из одного селения в другое.
3)Правила
хозяйственного пользования
4)
Помещик имел право
5) Помещик имел право суда и наказания. Сенатский указ 1758 года предоставляет помещикам право штрафовать крестьян, подвергать их телесным наказаниям (палки и розги), тюремному заключению в вотчинных тюрьмах. В 1760 году помещики получили право при помощи местных властей отправлять крестьян в Сибирь. С 1765 года на каторжные работы на любой срок. Что бы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятии в 1721 году был издан указ, который разрешал приобретать купцам и заводчикам деревни. Крепостные приобретённые для производства (получили название – посессионные). С 1722 года крестьяне беглые и пришлые люди, работающие на фабриках и заводах приписывались навечно. По инструкции 1743 года к приписным крестьянам приравнивались незаконнорожденные и «шатающиеся» разночинцы.
Посессионных крестьян нельзя было продавать, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Фабриканты могли к ним применять телесные наказания и ссылку в Сибирь. В 1736 году предпринимателям дано разрешение покупать крестьян без земли, специально для использования в промышленности.
С
1744 года их можно было приобретать
целыми деревнями. Существовали меры,
с помощью которых приписные
крестьяне могли устраниться
о работы на мануфактурах, откупиться,
уплатив определённую сумму денег,
выставить вместо себя наёмных людей.
Большая часть приписных формировались
из частновладельческих крестьян, то есть
крестьянство стало по-своему замкнутым
сословием, выход из которого был затруднён.
Наиболее простым способом такого
выхода была рекрутчина. Уже в начале XVIII
веке крепостным крестьянам было разрешено
покидать деревни и вступать добровольно
в армию. Владельцы крестьян настойчиво
добивались устранить такой выход из крестьянства,
но интересы армии победили. Положение
частновладельческих крестьян резко
ухудшалось во второй половине XVII-XVIII в.
Крепостное право в России достигло
своего апогея, превратившись в нечто
похожее на рабство. Положение русского
крестьянства было ни чем не лучше в сравнении
с нерусским. Скорее наоборот. Основную
массу владельческих крестьян составляли
русские и на их долю приходилась большая
тяжесть. Эксплуатируемое население присоединённых
народов включалось в разряд государства,
то есть наиболее свободных крестьян.
Особую группу составляли европейские
колонисты, приглашённые Екатериной II,
для поднятии хозяйственного уровня России,
в основном в сельском хозяйстве. Это
были преимущественно немцы,которые получали
отличные земли Поволжья и на Украине
и в других местах. Они получали широкие
льготы по налогообложению, право на самоуправлению,
религиозную свободу и.д.р. Колонисты создали
образованное хозяйство, но это не
повлияло на всё сельское хозяйство страны,
послужило примером.
Формы правовых актов в Петровскую эпоху
(в
первой четверти
XVII в.)
В петровскую эпоху все стороны общественной и частной жизни были строго регламентированы. Особое внимание уделялось правовым актам. В этот период было учреждено 7 регламентов:
а) кригс комиссариату (о выдаче пожалования в полка 1717)
б) штатс-конторе ( о государственных расходах 1729 года)
в) коммерц-коллегии (о торговле 1719 года)
г) камер-коллегии (о городах, доходах)
д) генеральный регламент ( о форме и деятельности коллегий)
е)главному магистрату (о городском устройстве)
ж)
духовный регламент (о синоде и церкви)
- Регламент представлял собой законодательные акты определяющие общую структуру, статус направления деятельности определённых учреждений
-Манифесты издавались только монархом за его подписью и обращённые ко всему населению и учреждениям. В форме манифеста объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира.
- Именные указы – являлись так же прерогативой монарха. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкрентным государственным учреждениям или должностным лицам (сенату, коллегиям, губернатору).
Именные указы дополнялись уставами и регламентами. Указы - издавались монархом или от имени сената. Они были направлены на решение конкретного дела или случая(введение или отмена учреждений, норм или принципов деятельности)
Уставы – сборники содержащие нормы
относящиеся к определённой форме государственной
деятельности (1716 Воинский устав. 1720 Морской
устав, 1729 Вексельный устав). Большую часть
документов того времени составляли Воинские
артикулы1715 г. Они состояли из 24 глав
и 209 статей и были включены в качестве
части второй к Воинскому уставу .
Все крупные законодательные акты были
своеобразными межотраслевыми сводами
законов.
Судоустройство
и судебно-процессуальное
право конца XVII
первой четверти XVIII
в.
Пётр I осуществлял реформы в области государства, предприняв отделения суда от администрации. Первый этап реформы суда был проведён в конце XVII в. первом десятилетии XVIII в. и был связан с реформами (местного самоуправления). По законодательным актам судебную систему возглавлял царь. Он утверждал все наиболее важные дела поступающие из сената, а многие рассматривал единолично. Высший судебный орган после царя являлся сенат который с 1718 года стал верховной апелляционной инстанцией. В состав сената перешла расправная палата (специальный суд отделяемый боярской думой). Расправная палата рассматривала челобитные на незаконные решения местных органов местного управления и суда. В 1702 ликвидируются судные учреждения, их функции передаются воеводам при которых создаются дворянские советы, то есть происходит попытка сосредоточить все нити управления и суда только в руках воевод, ответственных перед высшими властями . При губернаторе избирается должность ландрихтера (советников) вместе с которыми он должен был решать коллегиально все дела в том числе и судебные.В 1713 при губернаторе избираются ладрихтеры для выполнения судебной функции.
Второй этап связан с коллегиями которые наряду с административными функциями получали судебные.
-комерц-коллегии(торговые споры)
-вотчинная (земельные споры)
-мануфактур (дела членов цехов)
-камер (финансовые правонарушения)
-юстиц коллегия(все дела судов)
Общие суды
1) Юстиц коллегия рассматривала все дела надворных судов.
Юстиц коллегии - это орган судебного управления
2)надворные суды 1719 году рассматривают уголовные и гражданские дела по доносам фискалам, были аппеляционной инстанцией для нижних судов.
В 1720 году при новодворных судах учреждались прокуроры. Они следили за правильностью судопроизводства.
Передача апелляции осуществлялась 1)по инициативе сторон если суд решал дело пристрастно
2) по инициативе судьи если он затрудняется в решении дела
3) по требованию вышестоящих инстанции.
Из
ведения надворных судов были
исключены целые разряды
в магистратах. Духовенство в консистории. Политические дела рассматривались в Тайной канцелярии.
Над всей судебной системой возвышался Сенат.
Специальные суды
– высшая инстанция – генеральный кригсрехт (государственные и воинские преступления, наиболее важные)
-нижняя инстанция-полковой кригсрехт (все остальные дела) о ссорах, тяжбах обер-офицеров и низших военных чинов, а так же состоящих при полках специалистов и гражданских служащих.
Военные суды были коллегиальные,
при каждом из них состоял
аудитор (наблюдал за
Вышний орган церковного управления Синод состоял из высших представителей церкви, назначаемых императором. Синоду подлежало право суда над своими членами. В порядке апелляции сюда поступали жалобы на неправый суд епископов. Он рассматривал дела по жалобам на обиды, причинённые духовным лицам посторонними лицами. Синоду подсудны дела о религиозных преступлениях, которыми ранее ведал патриарх (ересь, богохульство)
При синоде состоял обер прокурор, который по духовному регламенту являлся «оком государя в делах религиозных»
На местах органами суда являлись:
-духовных дел управители
-епархиальный архирей
В компетенцию духовных судов входили все дела мирян подлежащие церковному суду.
Органы административного и судебного надзора при Сенате и других правительственных учреждениях.
Фискалат. В 1717 году была оформлена система фискалата, который (мыслился) как орган тайного надзора.
Функции:
При обер фискале, а так же при губернских и городских фискалах учреждались по 4 должности помощника, из которых 2 – купечество.
Информация о работе Развитие права России в первой половине XVIII века