Прямая и представительская демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью
которых господствующие элиты осуществляют экономическую,
политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной
системы, способов голосования и принципов принятия решений,
образующих конкретный политический порядок данной страны на
определённый период.

Содержание

Введение
1. Понятие политического режима. Прямая и представительская демократия.

2. Понятие прямой демократии. Прямая демократия в системе органов государственной власти на современном этапе.
2.1 Референдум как важнейший институт прямой демократии.
История и классификация
3. Понятие представительской демократии. Представительская демократия в системе органов государственной власти на современном этапе
3.1 Парламент – орган представительской демократии.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ТГП КУРСАЧ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

должны приниматься  путём референдума, так как это  противоречит статье 66  

Конституции РФ. В главе о конституционных  поправках и пересмотре  

Конституции предусмотрена  возможность референдума для  принятия новой  

Конституции (статья 135, часть 3). 
 

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный  конституционный  

закон «О референдуме  Российской Федерации», в котором  установлено, что  

инициатива по проведению референдума принадлежит  не менее чем 2 млн  

граждан с охватом  многих субъектов федерации; на основании  этой  

инициативы Президент  с согласия Конституционного Суда РФ назначает  

дату референдума. 
 
 

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при  

чрезвычайном  или военном положении.Референдум не проводится в  

последний год  полномочий Президента Российской Федерации,  

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а  

также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей  

территории Российской Федерации на основании решения  уполномоченного  

федерального  органа.Проведение повторного референдума, то есть  

референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или  

содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по  

которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не  

допускается в  течение двух лет со дня официального опубликования  

(обнародования)  его результатов Референдум считается состоявшимся, если в  

голосовании приняло  участие более половины избирательного корпуса.  

Результаты определяются по большинству голосов участников референдума. 
 

На референдумы  не могут выноситься вопросы: 

1) об изменении  статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации,  

закрепленного Конституцией Российской Федерации; 
 

2) о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий Президента  

Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания  

Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов  

Президента Российской Федерации, депутатов Государственной  Думы  

Федерального  Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков  

проведения таких  выборов; 

3) об избрании, о назначении на должность,  досрочном прекращении,  

приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих  

государственные должности Российской Федерации; 

4) о персональном  составе федеральных органов  государственной власти,  

иных федеральных  государственных органов; 

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении  

срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным  

договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или  

назначаемых на должность в соответствии с международным  договором  

Российской Федерации, а также о создании таких органов  либо назначении  

на должность  таких лиц, если иное не предусмотрено  международным  

договором Российской Федерации; 

6) о принятии  и об изменении федерального  бюджета, исполнении и  

изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; 

7) о введении, об изменении и отмене федеральных  налогов и сборов, а также  

об освобождении от их уплаты; 

8) о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  

безопасности  населения; 

9) об амнистии и о помиловании.. Вопросы, выносимые на референдум, не  

должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы  

человека и  гражданина и конституционные гарантии их реализации. 

Понятие представительской  демократии. Представительская  демократия в системе органов государственной власти на современном этапе  
 
 

Представительная  демократия — политический режим, при  котором  

основным источником власти признается народ, но управление государством  

делегируется  различными представительными органами, члены которых  

избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия  

является ведущей  формой политического участия в  современных  

государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в  

принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей,  

призванных выражать их интересы, принимать законы и  отдавать  

распоряжения. 
 

Представительная  демократия необходима особенно тогда, когда из-за  

больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное  

непосредственное  участие граждан в голосованиях, а также когда  

принимаются сложные  решения, труднодоступные для понимания  

неспециалистов. 

Принципиальным  недостатком представительной демократии является  

формирование  властных органов посредством выборов, во время которых  

избиратели вынуждены  голосовать за малознакомых им кандидатов, не  

представляющих  интересы всех слоёв населения. 
 

Носителями представительной власти являются общенациональный  

парламент, а  также другие законодательные органы в центре и на местах, а  

также выборные представители исполнительной и  судебной властей. Они  

выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических  

группировок и  профессиональных групп, составляющих гражданское  

общество. 
 

В современном демократическом обществе формирование государственной  

политики на всех уровнях происходит главным  образом в представительных  

учреждениях, в  которых работают профессиональные политики и  

управленцы. Это  обусловлено возросшей сложностью присущих  

современной цивилизации  экономических, социальных, политических и  

других проблем. Главным является ответственность  на всех уровнях власти и  

государственного  управления, в то время как принцип  соучастия граждан  

отнёсся на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания  

народа источником и высшим контролёром власти демократизация  

невозможна уже  по своему определению (│народовластие│). 

Воля народа не отождествляется здесь с его  прямым участием. Она  

выражается как  непосредственно на выборах, так и делегируется и  

представительным  органам власти, которые в пределах предоставляемых им  

полномочий самостоятельно формируют волю народа, а порой  действуют  

вопреки ей под  свою ответственность. Отношения между  народом и его  

представителями строятся на основе контроля, доверия, ограничения  

компетенций органов  власти и должностных лиц и  их полной независимости  

в пределах закона.

Среди главных  достоинств представительного правления  √  

свободный общественный строй  и высокая эффективность в выполнении  

общественных  задач. Она гарантирует политическую стабильность и  

порядок, уберегает  общество от стремлений широкого круга  населения ко  

всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительного  

правления объясняется  рациональностью организации политической  

системы, чётким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямым  

правлением компетентностью  и ответственностью лиц принимающих  

решения. 
 

Представительство не возможно и от него нельзя ожидать  прочного  

существования, когда нет трёх условий:  

1. Чтобы народ  был согласен её принять.  

2. Чтобы народ  имел желание и способность  совершать всё необходимое для  

его сохранения.  

3. Чтобы имел возможность и желание выполнять обязательства отправлять обязанности, какие она на него налагает.  

Представительные  учреждения только тогда могут существовать прочно,  

когда народ  готов защищать их в случае, если им угрожает опасность. Если  

же народ находит, что они того не стоят, то они редко  пускают корни, а если  

им это удаётся, то можно быть уверенным, что они будут уничтожены. 

Самые основные слабости представительного правления:  

1) фактическое  отстранение народа от власти  в промежутке между выборами  

и тем самым  отход от сути демократии как народовластия;

2) неизбежная  бюрократизация, вследствие сложной  иерархической системы  

управления, отрыв  депутатов от рядовых граждан;  
 

3) приоритетное  влияние на политику наиболее  сильных групп интересов и  

прежде всего  капитала, сравнительно широкие возможности  подкупа  

должностных лиц; 

4) нарастание  в государстве авторитарных тенденций вследствие  

постепенного  оттеснения законодателей исполнительной властью; 

5) слабая легитимизация  власти вследствие почти полного  отчуждения от неё  

граждан;  

6) широкие возможности  политического манипулирования,  принятие  

неугодных большинству  решений с помощью сложной, многоступенчатой  

системы власти; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Парламент – орган представительской  демократии 
 
 

Информация о работе Прямая и представительская демократия