Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью
которых господствующие элиты осуществляют экономическую,
политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной
системы, способов голосования и принципов принятия решений,
образующих конкретный политический порядок данной страны на
определённый период.
Введение
1. Понятие политического режима. Прямая и представительская демократия.
2. Понятие прямой демократии. Прямая демократия в системе органов государственной власти на современном этапе.
2.1 Референдум как важнейший институт прямой демократии.
История и классификация
3. Понятие представительской демократии. Представительская демократия в системе органов государственной власти на современном этапе
3.1 Парламент – орган представительской демократии.
Заключение
Список использованной литературы
через избранные
народом представительные органы и
специальные
институты.
Главными особенностями
представительной демократии является
передача
определённых
функций (полных или частичных) законотворчества
и
контроля со
стороны граждан —
прямой демократии
это позволяет наиболее быстро решать
глобальные
стратегические
вопросы общего характера.
Главными недостатками
выборной представительной демократии
по
сравнению с
прямой — подверженность коррупции,
борьба за власть и
контроль за
финансовыми потоками, манипуляции
общественным мнением и
частым нарушением
Прав и Свобод Человека при недостаточной
защите их в
законодательстве
государств.
В политической
истории встречались ситуации использования
институтов
непосредственной
демократии в ущерб представительной
и наоборот.
В идеальной
форме представительная демократия
существует только в
ограниченном
круге развивающихся
построения наиболее
развитых обществ предполагает встроенный
в неё
институт прямой
демократии, уровень которой в
каждом отдельном случае
имеет специфические
особенности.
Методы прямой
демократии
Наиболее распространёнными
методами прямой демократии являются:
референдум —
всенародное голосование по тем
или иным вопросам
общественно-политической
жизни, инициированное гражданами;
законодательная
инициатива граждан (народная законодательная
инициатива) —
внесение законопроекта гражданами
по собственной
инициативе с
обязательством представительного
органа власти его
рассмотреть;
встречное предложение
— право определённого количества
граждан
выдвигать альтернативное
предложение в контексте
законодательной
инициативы или референдума.
к процедурам прямой
демократии иногда относят также
процедуры
досрочного отзыва
депутатов.
К непосредственной
демократии тесно примыкают иные методы
политического
участия, которые не дают права прямого
решения вопросов
государственной
жизни, но позволяют оказывать влияние
на процесс
принятия таких
решений.
Часто высказывается
мнение, что процедура общенародного
голосования,
которая может
быть инициирована не гражданами, а
исключительно
властными институтами,
не имеет отношения к прямой демократии.[2]
Обе формы осуществления
власти — непосредственная и представительная
— отнесены Конституцией
России[4] к основам конституционного строя:
Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также
через органы
государственной
власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным
выражением власти народа являются
референдум и
свободные выборы.
— ст. 3 Конституции
РФ
Праву народа соответствует
конституционное право каждого
гражданина РФ
участвовать в
управлении делами государства как
непосредственно, так и
через своих
представителей:
1. Граждане Российской
Федерации имеют право
делами государства
как непосредственно, так и через
своих представителей.
2. Граждане Российской
Федерации имеют право
избранными в
органы государственной власти и
органы местного
самоуправления,
а также участвовать в референдуме.
— ст. 32 Конституции
РФ
В Конституции
РФ особо подчеркнута роль непосредственной
демократии
для местного самоуправления:
2. Местное самоуправление
осуществляется гражданами
выборов, других
форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие
органы местного
самоуправления.
— Ст. 130 Конституции
РФ
Порядок проведения
референдумов в России регулируется
Федеральным
конституционным
законом[5].
Референдум как важнейший институт прямой демократии.
История
и классификация
Рефере́ндум (от
лат. referendium) — форма непосредственного
волеизъявления
граждан, выражающаяся в голосовании
по наиболее
значимым вопросам
общегосударственного, регионального
или местного
масштаба.
Референдум —
важнейший институт прямой демократии.
Представляет
собой непосредственное
правотворчество народа. Референдум
— это один из
способов участия
общественности в принятии решений,
важных для
государства и
для каждого отдельного гражданина.
Принятое человеком
решение влияет
на результат процедуры и должно
быть подкреплено
осведомлённостью
(информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения
референдума и его процедура
регулируются
конституциями
и законодательством соответствующих
стран.
В зависимости
от предмета, способа проведения и
сферы применения
различают: референдум
конституционный (на всенародное голосование
выносится проект
конституции или
законодательный
(предмет референдума — проект закона),
обязательный
референдум или
факультативный.
При обязательном
референдуме проект соответствующего
акта подлежит
ратификации всем
или большей частью избирательного
корпуса.
Инициатива проведения
факультативного референдума может
исходить от
избирательного
корпуса (Италия), отдельных субъектов
федерации
(Швейцария) или
центральной власти (Франция).
Референдумы бывают
признанные, непризнанные, частично признанные
различными политическими
силами, странами.
От референдума
следует отличать широкомасштабные опросы
населения,
проводимые в
формах, близких к референдуму. Эти,
так называемые
консультативные
референдумы, юридической силы не имеют.
Впервые понятие
всенародного референдума появилось
в Конституции
СССР 1936 года —
в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного
Совета
СССР производит
всенародный опрос (референдум) по своей
инициативе или
по требованию
одной из союзных республик».
Единственный
в СССР всесоюзный референдум состоялся
17 марта 1991
года. На него был
вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым
сохранение Союза
Советских Социалистических Республик
как обновлённой
федерации равноправных
суверенных республик, в которой
будут в полной
мере гарантироваться
права и свободы человека любой
национальности?». В
референдуме приняло
участие 75,44 % граждан СССР, имеющих
право
голоса. За сохранение
СССР высказалось 76,4 % участников опроса.
Это,
однако, не помешало
распаду СССР уже в декабре
того же года.
В тот же день
— 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский
референдум о
введении поста президента Российской
Федерации. В нём
приняло участие
75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало
это
предложение. Через
три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом
Российской Федерации
был избран Борис Ельцин.
25 апреля 1993 года,
во время противостояния президента
и Верховного
Совета Российской
Федерации, прошёл референдум, на который
были
вынесены четыре
вопроса. В референдуме приняли
участие 64,51 %
избирателей. На
вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ
Борису Ельцину?»
ответило «да»
58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете
ли вы
социально-экономическую
политику, осуществляемую президентом
и
правительством
РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные
выборы
президента высказалось
49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов
— 67,16 % от числа
проголосовавших, но менее половины
от общего числа
избирателей. В
итоге внеочередных выборов не проводилось,
а Верховный
Совет РФ был
распущен в соответствии с указом
президента Бориса Ельцина
№ 1400 от 21 сентября
1993 года, что привело к развитию
кровопролитных
столкновений
между сторонниками Верховного совета
и сотрудниками
правоохранительных
органов, гибели людей на улицах Москвы,
как военных,
так и случайных
жертв и последующему штурму Дома Советов
России 4
октября 1993 года
с применением бронетехники.
12 декабря 1993
года, одновременно с выборами
в Госдуму первого созыва,
прошло всенародное
голосование по проекту Конституции
России. В
голосовании участвовало
54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало
новый Основной
закон, который действует по настоящее
время.
Действующая Конституция
РФ говорит о референдуме как
высшем
непосредственном
выражении власти народа наряду со
свободными
выборами (статья
3, часть 3).
Конституция не
ограничивает применение референдума
определённым
кругом вопросов.
Наряду с общефедеральным Конституция
предусматривает
и местный референдум
как важный институт местного самоуправления.
Проведение референдума
на уровне субъектов федерации может
быть
предусмотрено
их конституциями и уставами. Однако
сами уставы не