Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью
которых господствующие элиты осуществляют экономическую,
политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной
системы, способов голосования и принципов принятия решений,
образующих конкретный политический порядок данной страны на
определённый период.
Введение
1. Понятие политического режима. Прямая и представительская демократия.
2. Понятие прямой демократии. Прямая демократия в системе органов государственной власти на современном этапе.
2.1 Референдум как важнейший институт прямой демократии.
История и классификация
3. Понятие представительской демократии. Представительская демократия в системе органов государственной власти на современном этапе
3.1 Парламент – орган представительской демократии.
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Понятие политического режима. Прямая и представительская демократия.
2. Понятие прямой демократии. Прямая демократия в системе органов государственной власти на современном этапе.
2.1 Референдум как важнейший институт прямой демократии.
История и классификация
3. Понятие представительской
демократии. Представительская демократия
в системе органов государственной власти
на современном этапе
3.1 Парламент –
орган представительской демократии.
Заключение
Список использованной
литературы
Понятие политического режима. Прямая и представительская демократия.
Полити́ческий
(госуда́рственный) режи́м — способ функционирования
государственной
власти. Политический режим характеризуется
методами
осуществления
политической власти, степенью политической
свободы в
обществе, открытостью
или закрытостью элит с точки
зрения социальной
мобильности, фактическим
состоянием правового статуса личности.
Политический
режим — это совокупность средств
и методов, с помощью
которых господствующие
элиты осуществляют экономическую,
политическую
и идеологическую власть в стране;
это сочетание партийной
системы, способов
голосования и принципов
образующих конкретный
политический порядок данной страны
на
определённый
период.
Существует три
основные теоретические модели – демократического,
авторитарного
и тоталитарного политических режимов.
Демократия —
политический режим, при котором
единственным источником
власти признаётся
народ, власть осуществляется по воле
и в интересах
народа. Демократические
режимы складываются в правовых государствах.
Один из принципов
демократического политического режима
— «разрешено
все, кроме того,
что запрещено законом»[
который, однако,
не может идти в разрез с естественными
правами человека
признаки демократии
как современного конституционного
строя и режима
функционирования
политической системы:
признание народа
источником власти, сувереном в государстве.
Суверенитет
народа выражается
в том, что он посредством выборов
формирует
государственную
власть и участвует в ее осуществлении
прямо (с помощью
референдумов, местного
самоуправления, а также, главным
образом, через
выбираемые им
представительные органы);
периодическая
выборность и сменяемость центральных
и местных органов
государственной
власти, их подотчетность избирателям;
провозглашение
и реальное обеспечение прав и
свобод человека и
гражданина. Особое
значение для полноценного функционирования
демократической
политической системы имеет
граждан на участие
в управлении государством – избирательного
права,
права на создание
политических партий и других объединений,
свободы
слова, мнений, права
на информацию и т.п.;
принятие решений
большинством и подчинение меньшинства
большинству
при их осуществлении;
демократический
контроль общества над силовыми структурами
(вооруженные
силы, полиция, органы безопасности
и т.п.), используемыми
только по прямому
предназначению и строго в рамках
законов;
доминирование
методов убеждения, согласования, компромисса;
сужение
методов насилия,
принуждения, пресечения;
реальное осуществление
принципов правового
принципа разделения
властей.
В зависимости
от формы реализации суверенитета народа
демократия может
быть подразделена
на прямую, плебисцитарную
и представительную.
Прямая
демократия предполагает непосредственное
участие граждан в
процессе подготовки,
обсуждения и принятия решений. Историческим
примером осуществления
такой формы можно назвать
античные полисные
демократии. В
современных условиях эта форма
демократии встречается на
уровне местного
самоуправления, а также в деятельности
различных
небольших коллективов.
К прямой демократии относят также
наделение
избранных представителей
так называемым императивным мандатом,
предполагающим
обязанность голосовать строго в соответствии
с наказом
избирателей.
Плебисцитарная
демократия в отличии от прямой предполагает
право
граждан голосованием
принять или отвергнуть уже подготовленные
правительством
решения. При этой форме участие
основной массы
населения в процессе
принятия решения сведено к голосованию
(плебисциту).
Наиболее распространенная
в современных государствах форма
демократии
– представительная
демократия. Граждане выбирают в органы
власти своих
представителей,
которых наделяют правом принимать
решения. Чаще всего
представители
получают так называемый свободный
мандат, т.е. право
принимать решения
по своему усмотрению, с учетом интересов
не только
избирателей собственного
округа, но и всей страны в целом.
Доминирование
в современном мире
представительной демократии обусловлено
не только
размерами современных
государств, но и, прежде всего, сложностью
подавляющего
большинства принимаемых
высококвалифицированного
подхода. Однако там, где это возможно,
в
демократическом
обществе широко практикуются и прямая
и плебисцитная
формы. Особенно
это касается уровня местного самоуправления,
а также
решения вопросов
ценностного характера (например: референдум
в Италии в
1973 году по
вопросу о праве на развод,
дискуссии в ряде стран об абортах и
т.п.).
Понятие
прямой демократии.
Прямая демократия в
системе органов
государственной
власти на современном
этапе.
На основании
принятой в 1993 г. новой Конституции в России
сложилась
президентская
республика с действующим двухпалатным
парламентом –
Федеральным Собранием,
состоящим из Совета Федерации и
Государственной
Думы. Верхняя палата Федерального
Собрания – Совет
Федерации – включает
в свой состав представителей администраций
и
законодательных
органов власти регионов. В Государственную
Думу
баллотируются
депутаты по смешанной (пропорциональной
и
мажоритарной) избирательной
системе. В силу этого политический
режим
современной России
может быть охарактеризован как
демократический.
Народ РФ осуществляет
свою власть как непосредственно, так
и через
органы государственной
власти и органы местного самоуправления
(ст.3
Конституции РФ).
Непосредственная
демократия исходит из того, что в демократическом
государстве воля
народа и государственной власти
должны быть
тождественны, что
сам народ должен непосредственно
участвовать в
принятии важнейших
политических решений, осуществления
власти.
Представительные
же органы необходимо свести к минимуму
и сделать
полностью подконтрольными
гражданам.
По формулировке,
данной профессором М. Ф. Чудаковым:
непосредственная
демократия — это совокупность способов
и форм, при
помощи которых
личность или коллектив могут самостоятельно
включаться
в процесс принятия
общеобязательных решений, либо участвовать
в
формировании
и функционировании представительной
системы, либо
оказывать влияние
на выработку государственной
Характерной чертой
прямой демократии является использование
гражданского
населения (граждан государства), которое
несёт
ответственность
за принятие и исполнение
Варианты и
направления для инициирования
вопросов могут исходить как от
отдельных граждан
так и целых групп (партии, общественные
или
хозяйственные
объединения, органы местного и государственного
управления).
Преимуществом
прямой демократии является быстрая
постановка и
принятие конкретных
решений на уровне отдельных небольших
групп
общества (вопросы
местного и частного характера).
Недостатком прямой
демократии является сложность её применения
на
больших территориях
(сложность формирования вопросов,
увеличение
сроков на согласование
вопросов и проведения голосования)
без
использования
компьютерной техники и средств мобильной
связи.
Непосредственную
демократию отличают от представительной
демократии,
где осуществление
законодательных и контрольных
функций производится