Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать причины и закономерности, которые способствовали формированию государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю происхождения государства и права в период рабовладельческого строяпредпосылки;
Подробно рассмотреть предпосылки и пути формирования государства.
Определить роль государства в политической системе общества

Содержание

Введение.....................................................................................................................
3
1. История происхождения государтсва и права....................................................
5
1.1. Общая характеристика первобытного общества.............................................
5
1.2. Сущность рабовладельческого типа государства...........................................
7
2. Происхождение государства и права...................................................................
10
2.1. Основные теории происхождения государства и права...............................
10
2.2 Пути формирования государства......................................................................
16
3.Место государства в политической системе общества......................................
22
Заключение.................................................................................................................
27
Список использованной литературы.......................................................................
28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рубашкиной.docx

— 83.41 Кб (Скачать)

1) верховенство правового  закона, господство  закона  во  всех  сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным  органом  власти  при  строгом соблюдении всех конституционных процедур, не  может  быть  изменен,  отменен или  приостановлен   ни   ведомственными   актами,   ни   правительственными распоряжениями,  ни  решениями  партийных  органов,  сколь   бы   высоки   и авторитетны они ни были.  Вся  общественная  деятельность  осуществляется  в строгом  соответствии  с  законами,  закрепленными  конституцией   правового

государства.

2)  реальность  прав  и  свобод  граждан  -  этот  принцип  состоит  в  признании,  утверждении и надлежащем гарантировании  прав и свобод человека  и  гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не  являются неким  «даром»  властей,  а  принадлежат  ему  от  рождения.  В  этом  смысл традиционного   для   идей    правового    государства    противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об  их  октроированном (дарованном, жалованном) характере.

3) взаимная ответственность  государства и  личности.  -  этот  принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством  как  носителем политической  власти  и  гражданином  как   участником   ее   осуществления. Государство путем издания законов берет  на  себя  конкретные  обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и  всем международным сообществом.                                  |

       Не менее важна и ответственность перед  обществом  и  государством.  В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности  у  немалой

части населения,  что  порождено  длительным  периодом  застоя,  ослаблением

интереса граждан  к  делам  общества  и  государства,  уравниловкой  и  т.д. Преодолеть   отчуждение   гражданина   от   власти,   от   общественных    и государственных дел, повысить ответственность за свои  поступки  можно  лишь

раскрепостив личность, предоставив  широкую возможность для  самостоятельного творчества и инициативы.

4) разделение властей  на законодательную, исполнительную  и судебную  - данный принцип имеет целью исключить монополизацию  власти  в  руках  одного лица, органа или социального слоя и  обеспечить  соответствие  всей  системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

       В  правовом   государстве   разделение   властей   включает   в   себя

организационно-правовой  механизм  их  взаимодействия,  взаимных  сдержек  и противовесов с целью удержания каждой из них  в пределах своих  полномочий  и вместе  с  тем  обеспечения  самостоятельности  и  независимости  от  других властей.  Разделение  властей  —   это   показатель   развитости   права   и государства. Без разделения властей не может быть  правового  государства  и

правовых законов.

5) наличие эффективных   форм  контроля  и  надзора   за  осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

       Особое  место  занимает  проблема  положения   личности   в   правовом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что  само  по  себе  правовое государство не  самоцель,  а  социально-исторически  обусловленная  всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы  в  общественных отношениях  людей.  Содержание  и  характер  свободы,  ее  широта  и   объем определяются уровнем развития общества. Свобода  относительна  в  смысле  ее фактической  незавершенности,  исторического   изменения   и   развития   ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и  поэтому  может служить  критерием  человеческого  прогресса,  в  том  числе  и  в   области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.

       В этой связи было бы неправильно считать  правовым  любое  государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо  сами  законы  могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие  определять  степень демократичности законов, действующих  в  той  или  иной  стране.  На  основе

многовекового исторического  опыта сложились  общечеловеческие  представления о  правах  и  свободах  личности  в  демократическом  правовом  государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым  сообществом.  К  ним относятся: Устав ООН,  а  также  принятые  этой  международной  организацией «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об  экономических,  социальных  и культурных  правах»  «Пакт  о  гражданских  и  политических  правах»  и  ряд конвенций (нап ример, «Конвенция  о  ликвидации  всех  форм  дискриминации  в отношении женщин», «Конвенция против дискриминации  в  области  образования, труда и занятий», «Конвенция против пыток и других  жестоких,  бесчеловечных или  унижающих  достоинство  видов  обращения  и   наказания»   и   др.)   В совокупности изложенные в этих документах нормы  в  области  прав  и  свобод личности  составляют  международные  стандарты. 

Только  соотнося   с   ними национальное законодательство любой  страны, можно делать  выводы  о  степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан  этого государства.

       Важно подчеркнуть, что правовое государство  не  только  провозглашает

права и свободы, но  и  создает  разветвленный  механизм  социально-правовой

защищенности человека. В  целом механизм обеспечения прав и  свобод  человека —   это   система   взаимосвязанных    форм    и    средств    (нормативных, конституциональных и процессуальных),  обеспечивающих  надлежащую  защиту  и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.

       Что касается функций правового  государства,  то  необходимо  иметь  в виду, что они не остаются  неизменными,  а  трансформируются  и  наполняются новым содержанием по мере  развития  самого  правового  государства.  Важным этапом  в  этом  направлении  является  формирование  правового  социального государства.

       Идея социального государства была выдвинута немецким  ученым  Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что  социальное  государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех  своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного  выступает  условием  развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В  1930 г.  немецкий  ученый  Герман  Геллер  ввел  понятие   «социальное   правовое государство».

       В разных определениях социального государства, даваемых в  западной  и

отечественной литературе, подчеркивается, что это  государство,  стремящееся к  обеспечению   каждому   гражданину   достойных   условий   существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством,  а  в  идеале примерно  одинаковых  жизненных  шансов,  возможностей  для   самореализации личности в обществе.

       Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Англии,  скандинавских  странах  и др.)  позволяет  сделать  некоторые  выводы  об  условиях,  необходимых  для формирования социального государства.

       Во-первых,  социальное  государство  зарождается  и   формируется   не спонтанно, а на основе целенаправленной политики.

       Во-вторых,   необходимыми   предпосылками   становления    социального государства   в   любой   стране   выступают    правовое,    преимущественно конституционное,  закрепление  частной  собственности,  принципов  смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и  демократии  в форме  правового  государства,  наличие   развитой   системы   гражданского, трудового, экономического и другого законодательства.

       В-третьих,  так  как  сущность  правового  государства  выражается   в обеспечении  всеобщего  блага  и   блага   отдельного   человека,   то   это обусловливает общие принципы устройства и деятельности  такого  государства, а именно: открытость государственной власти, ее  демократизм  и  либерализм, приверженность  гражданскому  миру  и   социальному   согласию,   социальной

справедливости  и  солидаризму,  предоставление  всем  равных  возможностей,

широкая социальная защита населения.

       В  западной  политологии  выделяют  три  основных   типа   социального государства:    консервативный,     либеральный,     социал-демократический.

Разграничение этих типов  осуществляется на основе следующих  индикаторов:

1. Масштабность защиты  от  стихийных  рыночных  сил   и  недостаточного (низкого) уровня  доходов населения.

2.  Масштабность  социальных  прав  и  социальной  поддержки   наиболее уязвимых и бедных социальных групп населения.

3. Удельный вес частных  (негосударствнных)  ассигнований  (расходов), направленных на страхование, пенсионное обеспечение,  медицинскую  страховку и иные социальные нужды населения и соотношение  этой  доли  с  официальными выплатами из бюджета;

4.  Масштабы   индивидуального   или   коллективного   финансирования социальных программ и нужд, включая  индивидуальные  и  коллективные  вклады людей в социальном государстве.

5.  Масштабы,   в    которых    система    социального    обеспечения  дифференцирована и организована  по  различным  профессиональным  группам  и группам  социального   риска,   включая   социальные   риски   связанные   с безработицей, старостью, болезнями и др.

6. Емкость    фондов    перераспределения    социальной    политики, складывающихся из налоговых поступлений и поступлений  в  фонды  социального страхования от предпринимателей и предприятий.

7. Масштабы гарантий и  обеспечения полной занятости  населения.[12]

       Становление  социального  государства  —  длительный  процесс,   очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных  правовых  границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу  других, помогают уже сформировавшиеся в западных государствах и вошедшие в  реальную практику принципы  правового  государства.  Именно  на  их  основе  возможна дальнейшая гуманизация государства и общества.

Заключение

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи  собственные закономерности развития. По мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся  общество нуждается в том, чтобы  его разносторонние объективные  потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание социальных функций государства. Растет роль государства в жизни общества. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

Рассмотрев историю образования государственности в целом с целью выявления основных предпосылок и причин возникновения государства, изучив пути формирования государства, такие как восточный, западный и синтезный путь, можно сделать вывод, что люди тысячелетия живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Было создано много различных теорий, по-разному отвечающих на вопросы. Множественность теорий объясняется разнообразием исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотренные нами в курсовой работе теории различают государство  и общество и выделяют происхождение  государства в качестве специфической  области исследования. Государство  – явление многогранное. Рассмотренные  теории по-разному объясняют причины  происхождения государства. Попытка  их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

Все перечисленные нами теории происхождения государства в  стремлении создать универсальное объяснение процессу происхождения государства, годное для всех эпох и стран, абсолютизируют роль и значение того или иного фактора, который имел место в конкретной стране. И таким образом, создается одностороннее представление о государстве. Лишь объединение всех этих теорий происхождения поможет воссоздать целостную картину процесса государствообразования.

 

Список использованной литературы:

 

  1. “Теория государства и права” Хропанюк В.Н. 1995 г.
  2. “Теория права и государства” под ред. Лазарева В.В. - М., 1997 г.
  3. “Теория государства и права: учебник/под ред. Г.Н. Манова. – М., 1995 г.
  4. “Общая теория государства и права: Учебник  для  вузов”  /под  ред.  В.В.

Информация о работе Происхождение государства и права