Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать причины и закономерности, которые способствовали формированию государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю происхождения государства и права в период рабовладельческого строяпредпосылки;
Подробно рассмотреть предпосылки и пути формирования государства.
Определить роль государства в политической системе общества

Содержание

Введение.....................................................................................................................
3
1. История происхождения государтсва и права....................................................
5
1.1. Общая характеристика первобытного общества.............................................
5
1.2. Сущность рабовладельческого типа государства...........................................
7
2. Происхождение государства и права...................................................................
10
2.1. Основные теории происхождения государства и права...............................
10
2.2 Пути формирования государства......................................................................
16
3.Место государства в политической системе общества......................................
22
Заключение.................................................................................................................
27
Список использованной литературы.......................................................................
28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рубашкиной.docx

— 83.41 Кб (Скачать)

Формой организации рабовладельческой  государственной власти были унитарные  монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она  пришла на смену республиканской  форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый-демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое  право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Рабовладельческое государство в большинстве стран  являлось исторически первым типом государства, возникшим в результате расслоения общества на классы. Различают две основных стадии в развитии рабовладельческого строя:

1. Древневосточное землевладение, которое характеризовалось следующими чертами:

а) сохранением остатков первобытно-общинного строя;

б) существованием примитивных форм патриархального  рабства, при которых раб имел свое небольшое хозяйство и семью;

в) сохранением наряду с частной собственностью на рабов  коллективного рабовладения (церковного, государственного);

г) существованием сельскохозяйственных общин и применением  коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений и оросительных систем, возделывании сельскохозяйственных культур;                                                  

д) существованием коллективной собственности на землю (земля принадлежала сельскохозяйственным общинам, государству и храмам);

2. Так называемое греческое рабовладение, которое характеризовалось:

а) более высоким  уровнем развития рабовладельческого способа производства;

б) отсутствием каких-либо остатков первобытно-общинного .строя;

в) частной собственностью на рабов и землю;

г) полным бесправием рабов.

Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой форме проявляется полное, ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев и полное бесправие другого класса - рабов.

Основными способами  превращения свободных людей  в рабов являлись: захват военнопленных  и мирных жителей с других территорий; продажа свободных людей за долги, обращение в рабов за совершение тяжких преступлений.[4]

Рабовладельцы и  рабы являлись основными, но не единственными  составляющими структуры рабовладельческого общества. Наряду с ними существовали свободные и полусвободные крестьяне-общинники и ремесленники, торговцы и вольноотпущенники. При разорении многие из них также попадали в рабство.

Основными внутренними  функциями рабовладельческого государства являлись:

  • создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан;
  • создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан;
  • охрана рабовладельческой частной собственности; 
  • подавление сопротивления рабов и других угнетенных слоев общества.

К внешним функциям рабовладельческого государства относятся:

  • завоевание, порабощение и ограбление других народов;
  • оборона страны от внешних противников;
  • управление захваченными территориями;
  • установление и поддержание торговых и иных мирных связей с другими государствами.

Внутренние и  внешние функции осуществлялись с помощью специально созданных  для этого государственных органов: армии, полиции, суда, административного и управленческого аппарата. Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу: высшие посты занимали представители господствующего класса. Огромную роль в государственном механизме рабовладельческих государств играли жрецы. Они обожествляли царей, императоров и фараонов и тем самым значительно укрепляли рабовладельческий государственный строй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Происхождение государства и права

 

 

2.1   Основные  теории  происхождения государства и права

Теологическая теория возникновения государства является древнейшей из существующих в мире. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе. В законах царя Хаммурапи говорилось о власти царя подобным образом: «Боги поставили Хаммурапи управлять «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). Похожее наблюдалось и в древнем Китае: там император именовался «сыном неба».

Распространена теологическая  теория была в Византии IV-VI вв., где  её сторонником был православный богослов Иоанн Златоуст. Он настаивал на необходимости повиновения всяким властям как исполнении обязанности по отношению к Богу. Он предупреждал, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок.[5]

Широкое распространение  теологическая теория получила в  эпоху перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе существовала теория «двух мечей». Она исходила из того, что основатели церкви имели 2 меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь же наделялся церковью правом повелевать людьми и являлся слугой церкви. Основный смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти «не от бога».[6]

Примерно в тот же период появляется и развивается учение богослова, доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225-1274), чьи сочинения явились энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Аквинский касается вопросов о государстве в труде «О правлении властителей» (1265-1266), в произведении «Сумма теологии» (1266-1274) и в иных работах.

Своё учение о государстве, его происхождении Фома пытается построить, используя для его обоснования теории греческих философов и римских юристов. Он старается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и укрепить её позиции. От Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сначала появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Патриархальная  теория происхождения государства была распространена в Древней Греции и Риме, получила развитие в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Отцом-основателем ее по праву считается греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.), рассмотревший проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика». Опровергая попытки его современников – софистов, объяснить государство как результат добровольного соглашения людей, Аристотель утверждал, что подобная организация власти возникает не ради заключения наступательного или оборонительного союза, не в целях предотвращения возможности взаимных обид и даже не в интересах взаимного торгового обмена.

Возникновение государства  Аристотель связывает с инстинктивным  стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости  и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы высказывать, что полезно и что вредно, что  справедливо и что нет. Поэтому  государство является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития с другими, ибо он является «существом политическим», существом гораздо более общественным, нежели пчёлы и все другие живые существа. Получается, что в семье в зародыше присутствуют все формы государственного правления: монархия – в отношении отца к детям и рабам, аристократия – в отношениях мужа и жены, демократия – во взаимоотношениях детей между собой.

Таким образом, патриархальная теория трактует государство как  одну большую семью, где отношения  монарха и его подданных отождествляются  с отношениями отца и членов семьи.

Государство возникает в  результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем – в  государство. Власть опекунская, отеческая  в результате объединения семьи  в государство становится государственной. Монарх должен как отец заботиться о своих подданных, а они должны ему повиноваться. При этом, по мнению Конфуция, государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых помощников. На небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей и было определяющим в возникновение государства, поскольку семья представляет собой раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда.

Итак, государство – продукт  естественного возникновения. Образуясь  в силу естественных элементарных потребностей, государство становится союзом, всесторонне охватывающим жизнь человека и воспитывающим его к добродетельной и блаженной жизни.

В средние века, обосновывая  существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.

Патриархальная теория происхождения  государства нашла благоприятную почву в России. Её активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский (XIX в.). Видный историк М.Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. 

Договорная (естественно-правовая) теория. Здесь государство – это результат объединения людей на добровольной основе (на основе договора). Отдельные положения этой теории развивались ещё в V-VI вв. до н.э. софистами в Древней Греции. В XVII–XVIII вв. договорная теория использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Ее идеи поддерживались и развивались европейскими мыслителями.[7]

Известны 2 противоположных  взгляда – Томаса Гоббса и Жана-Жака Руссо. Томас Гоббс (1588-1679) посвятил происхождению и сущности государства вторую книгу одного из своих главных трудов «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Он считал, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на всё». Однако человек существо эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его завистники, соперники, враги. В противовес Жан-Жак Руссо (1712-1778) в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) характеризует «естественное состояние» людей как «золотой век» всеобщего благоденствия. В те времена отсутствовала частная собственность, все люди были свободны и равны. Неравенство существовало лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. И только с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

Таким образом, авторы сходятся в одном: государству предшествовало некое «естественное состояние» людей, закончившееся войной «всех  против всех», приведшей фактически к образованию государства.

Государство понималось как  общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения  своих прав, свобод и защиты личности и собственности соглашаются  создать государство. Договор заключался либо между правителем и подданными, т.е. договор подчинения, как считал Гоббс, либо между гражданами, т.е. договор  объединения, как полагал Дж. Локк.[8]

Информация о работе Происхождение государства и права