Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать причины и закономерности, которые способствовали формированию государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю происхождения государства и права в период рабовладельческого строяпредпосылки;
Подробно рассмотреть предпосылки и пути формирования государства.
Определить роль государства в политической системе общества

Содержание

Введение.....................................................................................................................
3
1. История происхождения государтсва и права....................................................
5
1.1. Общая характеристика первобытного общества.............................................
5
1.2. Сущность рабовладельческого типа государства...........................................
7
2. Происхождение государства и права...................................................................
10
2.1. Основные теории происхождения государства и права...............................
10
2.2 Пути формирования государства......................................................................
16
3.Место государства в политической системе общества......................................
22
Заключение.................................................................................................................
27
Список использованной литературы.......................................................................
28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рубашкиной.docx

— 83.41 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение.....................................................................................................................

  3

1. История происхождения  государтсва и права....................................................

  5

1.1. Общая характеристика первобытного общества.............................................

  5

1.2. Сущность рабовладельческого типа государства...........................................

  7

2. Происхождение государства и права...................................................................

10

2.1. Основные теории происхождения государства и права...............................

10

2.2  Пути формирования государства......................................................................

16

3.Место государства   в политической системе общества......................................

22

Заключение.................................................................................................................

27

Список использованной литературы.......................................................................

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. Происхождение государства и права – это проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.

По моему мнению, вопрос о происхождении  государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С.Алексеев, А.Б.Венгеров, А.В.Малько, Н.И.Матузов, П.Е.Недбайло и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.   

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать причины и закономерности, которые способствовали формированию государства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю происхождения государства и права в период рабовладельческого строяпредпосылки;
  2. Подробно рассмотреть предпосылки и пути формирования государства.
  3. Определить роль государства  в политической системе общества

Государство представляет собой явление  конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния.

В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его  под контроль, человек понял, что  не может существовать без него и  вне его.

Государство занимало, занимает и  будет занимать одно из важнейших  мест в развитии человечества. Происхождение  государства – это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.

Чтобы глубоко и всесторонне  понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо прежде всего изучить, как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас.

Теорию происхождения государства  и права можно толковать в  трояком смысле, а именно как учение о возникновении:

1) государства и права независимо  от их типа и форм (теория  в широком смысле, или общая теория),

2) государства и права того  или иного типа, в отдельности  взятого (теория в узком смысле),

3) конкретного государства и  права, т. е. государства и  права, имеющих собственное имя  и собственную историю возникновения  (специальная, или частная, теория).

Переход от первобытно-общинного строя  к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Данная курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В представленной работе изучены труды как отечественных , так и и зарубежных ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

1. История происхождения  государтсва и права

 

 

1.1. Общая характеристика первобытного общества

Государственность приходит на смену  родоплеменному строю, когда первобытное  равенство и историческая первичная  общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.[1]

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы  организации общественной жизни  в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная  структура усложняется, начинает развиваться  разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли  скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных  структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного строя  к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат  естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.[2]

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает  различные формы в зависимости  от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного  уровня экономического развития, который  позволяет содержать государственный  аппарат. Поэтому не случайно, что  первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло  ли разложение сельской общины или  она сохранилась, что в свою очередь  определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат сформировался  из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

 

 

1.2. Сущность рабовладельческого государства

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.). Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ-рабыне обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э. и др).[3]

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности  рабовладельцев и создание условий  для эксплуатации рабов и неимущих  свободных; 

2) подавление сопротивления  рабов и неимущих свободных  методами жестокого насилия, нередко  просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое воздействие  в целях поддержания дисциплины  и порядка.

Общесоциальные функции  рабовладельческое государство  осуществляло в той мере, в какой  они соответствовали интересам  господствующего класса. 
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Информация о работе Происхождение государства и права