Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать причины и закономерности, которые способствовали формированию государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю происхождения государства и права в период рабовладельческого строяпредпосылки;
Подробно рассмотреть предпосылки и пути формирования государства.
Определить роль государства в политической системе общества
Введение.....................................................................................................................
3
1. История происхождения государтсва и права....................................................
5
1.1. Общая характеристика первобытного общества.............................................
5
1.2. Сущность рабовладельческого типа государства...........................................
7
2. Происхождение государства и права...................................................................
10
2.1. Основные теории происхождения государства и права...............................
10
2.2 Пути формирования государства......................................................................
16
3.Место государства в политической системе общества......................................
22
Заключение.................................................................................................................
27
Список использованной литературы.......................................................................
28
Содержание
Введение...................... |
3 |
1. История происхождения
государтсва и права........... |
5 |
1.1. Общая характеристика первобытного
общества...................... |
5 |
1.2. Сущность рабовладельческого
типа государства................... |
7 |
2. Происхождение государства
и права......................... |
10 |
2.1. Основные теории происхождения
государства и права......................... |
10 |
2.2 Пути формирования государства................... |
16 |
3.Место государства
в политической системе |
22 |
Заключение.................... |
27 |
Список использованной литературы.................... |
28 |
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. Происхождение государства и права – это проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.
По моему мнению, вопрос о происхождении
государства и права в
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать причины и закономерности, которые способствовали формированию государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния.
В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его.
Государство занимало, занимает и
будет занимать одно из важнейших
мест в развитии человечества. Происхождение
государства – это закономерный
процесс возникновения властно-
Чтобы глубоко и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо прежде всего изучить, как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас.
Теорию происхождения
1) государства и права
2) государства и права того или иного типа, в отдельности взятого (теория в узком смысле),
3) конкретного государства и
права, т. е. государства и
права, имеющих собственное
Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
Данная курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В представленной работе изучены труды как отечественных , так и и зарубежных ученых.
1. История происхождения государтсва и права
1.1. Общая характеристика первобытного общества
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, начинает развиваться разделение социальных функций.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.[2]
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.
Государство может возникнуть только
тогда, когда общество достигло определенного
уровня экономического развития, который
позволяет содержать
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
1.2. Сущность рабовладельческого государства
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.). Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ-рабыне обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.
Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э. и др).[3]
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:
1) охрана частной собственности
рабовладельцев и создание
2) подавление сопротивления
рабов и неимущих свободных
методами жестокого насилия,
3) идеологическое воздействие
в целях поддержания
Общесоциальные функции
рабовладельческое государство
осуществляло в той мере, в какой
они соответствовали интересам
господствующего класса.
Во внешней сфере рабовладельческое государство
выполняло функции обороны своей территории
и мирных связей с другими государствами,
функцию захвата чужих территорий и функцию
управления завоеванными территориями.
Все эти функции были прерогативой сравнительно
простого государственного аппарата,
важнейшую роль в котором играла армия.
Она участвовала в осуществлении и внешних,
и внутренних функций. Частями аппарата
также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи
органы.