Процедура проведения выборов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Процедура подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти в Российской Федерации
Порядок формирования палат Федерального Собрания
Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и политических мигрантов в Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

контрольная конст. право.docx

— 47.70 Кб (Скачать)

Задание 1

Процедура подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной  власти в Российской Федерации 

     При осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов РФ источниками  избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие  содержание конституционного права  граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ и регулирующие порядок  осуществления этого права.

     Наивысшую юридическую силу имеют нормы  избирательного права, содержащиеся в  Конституции Российской Федерации. Именно в Конституции Российской Федерации проводится разграничение  компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации  в сфере избирательного законодательства. Статьей 71 Конституции Российской Федерации  установлено, что регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»), а, следовательно, и избирательных прав, а также формирование федеральных органов государственной власти (п. «г») находятся в ведении Российской Федерации. В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72). Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирования органов государственной власти в субъектах Российской Федерации (См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.71, ст.72, ст.73.)

     Из  статьи 73 Конституции Российской Федерации  следует, что ряд вопросов избирательного права относится к исключительному  ведению субъектов Российской Федерации. Так, субъект Российской Федерации  самостоятельно определяет избирательную  систему, применяемую при выборах  в законодательный (представительный) орган государственной власти, а  также самостоятельно устанавливает  ряд конкретных параметров избирательных  процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Естественно, что при  этом должны соблюдаться стандарты  избирательных прав граждан, установленные  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами. (Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред.Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С.34-36.). 

     Конституция Российской Федерации определяет также  содержание избирательных прав граждан  Российской Федерации (См.: Конституция  Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.32, ст.55.) и устанавливает общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан (См.: Там же. Ст.15, ст.125.). Проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Федеральными законами. Также ими устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого Федерального закона «федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона» (Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 2.).

     При проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  применяются и многие другие федеральные  законы. Они регулируют отдельные  институты избирательного права, упорядочивают  некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

     Если  федеральные законы с различной  степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов РФ устанавливают  порядок выборов только в органы государственной власти субъектов  Федерации и в органы местного самоуправления.

     Важными источниками избирательного права  субъектов Российской Федерации  являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных актах, являющихся основополагающими для  всей системы законодательства субъектов  Российской Федерации, закрепляется ряд  важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочий выборных органов государственной  власти, порядок назначения выборов  в органы государственной власти, а также условия осуществления  гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов  Российской Федерации.

     В системе избирательных законов  каждого субъекта Российской Федерации  в настоящее время можно, как  правило, выделить закон о выборах  законодательного (представительного) органа государственной власти. Некоторые  субъекты провели кодификацию своего избирательного законодательства.

     В ряде субъектов Российской Федерации  приняты законы об избирательной  комиссии субъекта Федерации, о гарантиях  избирательных прав граждан Правом принимать инструкции и некоторые  иные нормативные акты наделяются также  избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации законами субъектов  Российской Федерации. Такие нормативные  акты не создают новых избирательных  процедур, их принятие направлено на обеспечение  единообразного применения соответствующих  законов.

     Понятие «избирательный процесс» означает технологическую  инфраструктуру и форму реализации конституционных принципов организации  периодических свободных выборов  и обеспечения, избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности комплекса избирательных действий и избирательных процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, в данном случае, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Избирательный процесс в Российской Федерации  включает в себя установленную законом  совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Основными  стадиями избирательного процесса являются:

1. Назначение  выборов (принятие уполномоченным  на то государственным органом,  органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);

2. Образование  избирательных округов, избирательных  участков, составление списков избирателей;

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация;

4. Предвыборная  агитация;

5. Голосование  и определение итогов голосования,  результатов выборов и их опубликование.

     При этом факультативными стадиями являются: проведение в предусмотренных законом  случаях повторного голосования, повторных  выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

     В целях обеспечения прав граждан  на участие в свободных периодических  выборах федеральный законодатель вправе установить в качестве общего принципа максимальные сроки полномочий выборных органов. Установленный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не может быть более пяти лет (Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Определение конкретного срока полномочий остается прерогативой законодателя самого субъекта РФ. Изменение действующих в рамках первоначально установленного срока полномочий органов не допускается. При этом норма об изменении вводится в действие после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти либо после прекращения указанных полномочий (Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.:Издательство-ИНФРА, 1999. С.282). Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

     Конституция Российской Федерации закрепляет порядок  назначения выборов только в федеральные  органы государственной власти. Порядок  назначения региональных выборов закрепляется в конституциях (уставах) и законах  субъектов Российской Федерации.

     В федеральном и региональном избирательном  законодательстве закреплено несколько  основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы в законодательные (представительные) органы субъектов РФ назначаются законодательным (представительным) органом либо исполнительным органом государственной власти. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся избирательной комиссией субъекта РФ либо дата проведения региональных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования (См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:Юристъ, 2001. С.317).

     В целом совместное федеральное и  региональное законодательное конституционно-правовое регулирование порядка назначения выборов является одной из существенных организационно-правовых гарантий реализации избирательных прав граждан.

     Основные  пункты проведения голосования на выборах  в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всей Российской Федерации.

     Голосование на выборах в Российской Федерации  проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Постников А.В. Избирательное право России М.: ИНФРА М-НОРМА , 1996.С.32).

     О времени и месте голосования  участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей  не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

     Избирателю, который в течение 15 дней до дня  выборов включительно по тем или  иным причинам будет отсутствовать  по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена  возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня  в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

     Голосование производится путем нанесения избирателем  в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся  к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

     Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего  их личность. Участковая избирательная  комиссия обязана обеспечить всем избирателям  возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые  по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть  в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной  комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое  определяется решением окружной избирательной  комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне  помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в  письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной  комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени  в количестве, соответствующем числу  заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Информация о работе Процедура проведения выборов в РФ