Проблемы ТГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение юридической природы системы права Российской Федерации.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Обобщить сложившиеся научные подходы к понятию и содержанию категорий «система права», «правовая система», «отрасль права».
На основании существующих источников проанализировать соотношение системы права и правовой системы.
Определить критерии отграничения отраслей права.
Выявить аспекты взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Содержание

Введение ……….…………………………………………………………….3-4

Глава 1. Система права: понятие и соотношение с правовой системой общества

Понятие системы права………………………………………………5-10

Вопросы пробелов в праве…………………………………………...11-14

Глава 2. Отрасли права

2.1. Понятие и структура отраслей права. Критерии обособления……..15-19

2.2. Характеристика отраслей российского права……………………….20-23

Глава 3. Международное и внутригосударственное право: аспекты взаимодействия.......................................................................................................24-27

Заключение………………………………………………………………....28-29

Список литературы………………………………………………………...30-32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. К примеру, в конституционном праве Российской Федерации основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Содержащиеся в нем нормы имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного закона [п. 2 ст. 16 Конституции РФ].

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли).

К признакам отрасли  права в литературе относят следующие:

а) особые предмет и  метод;

б) специфические отраслевые принципы;

в) способность взаимодействовать  с другими отраслями «на равных правах», то есть быть одного с ними уровня;

г) потребность общества в регулировании данной социальной сферы именно на уровне отрасли;

д) количественная достаточность  юридических норм, требующая перехода в особое, отраслевое качество;

е) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства;

ж) другие признаки.

Случаи возникновения  отраслей права исследователь С.В. Поленина сводит к двум основным: «1) распространение правовой регламентации  на ту часть социальной действительности, которая ранее не была объектом правового регулирования; 2) отпочкование от одной или нескольких отраслей права взаимосвязанной совокупности норм (правовых институтов), приобретших качественно новые свойства».   

 В первом случае  это «появление правового института, в котором новизна, специфика предмета регулирования обусловили зарождение зачатков новых свойств в части метода, принципов и механизма правового регулирования. Во втором случае, - это появление комплексного межотраслевого «пограничного» правового института» [17, с. 69].

«В последнее время  некоторые ученые, отчаявшись найти  у каждой отрасли системы права  свой собственный предмет (вид регулируемых отношений) и метод (совокупность средств  воздействия), предлагают к критериям  подразделения на отрасли отнести не только объективный (то есть предмет регулирования) и юридический (то есть метод), но также логический и оценочный, иначе говоря, учитывать также степень единства норм и их значимость. Построенная по таким критериям структура права оказывается всеохватывающей, иерархичной и пирамидальной: отрасли оказываются соподчиненными (основные и неосновные), каждое следующее основание деления конкретнее и дифференциированнее, каждый следующий этаж структуры произведен от предыдущего, более общего и поэтому согласуется с ним» [26, с. 88-89].

«Правовая регламентация новых сфер социальной действительности, развивающихся в условиях научно-технической революции, глубокие изменения, происходящие в экономике, убыстрение темпов развития общественных отношений, активизация законотворческой деятельности не оставляют сомнений в эластичности и подвижности системы права» [17, с. 71].

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика отраслей российского права

 

Ведущей отраслью национальной правовой системы является Конституционное право. Это совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования – исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия – установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета) [10, с. 141]. Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях. Например, статья 10 Конституции РФ:

«Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны».

Другая отрасль публичного права – административное право. Предмет его регулирования являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое  право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения – это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского [10, с. 142-143].

Уголовное право – отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Нормы уголовного права составляют нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи - защиту от преступлений личности, общества, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Относительно «молодой»  ветвью права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды является экологическое право.                                                    

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли  права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Гражданское право - ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право - многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и другие.

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье.

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты.

Отрасль частного права, которая регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли называется земельным правом.

Предметом регулирования данной отрасли являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия [18, с. 145-147]. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Международное  и внутригосударственное право:

аспекты взаимодействия

 

В XX веке человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, среди которых угроза ядерной катастрофы, деградация окружающей среды и международный терроризм. Глобальные проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями государств. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном (внутригосударственном), так и на глобальном уровне [12, с. 115].

Одной из объективных  закономерностей развития права  на современном этапе является углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права. В современных экономических социальных условиях правовые системы различных государств должны быть совместимы и способны взаимодействовать друг с другом. Это может быть достигнуто, во-первых, признанием приоритета международного права над внутренним, во-вторых, интенсивным изменением внутреннего права под влиянием международного.

Однако, как отмечают правоведы, «примат международного права не должен пониматься как главенствующая роль международной правовой системы. Речь идет о том, что в процессе согласования международного права с внутригосударственным нормы внутригосударственного права должны обеспечить осуществление первого. Необходимо привести национально-правовые нормы в соответствие с международными обязательствами данного государства. При этом речь не идет о прямом действии норм международного права в правовой системе страны. Норма международного права приобретает юридическую силу только после издания национально-правового акта. Только государство, будучи суверенным, через свои властные органы придает юридическую силу международной норме» [32, с. 45].

По мнению известного исследователя этого вопроса  В.В. Маклакова, влияние и проникновение  международного права во внутригосударственное имеют два аспекта: 1) соотношение международного и внутригосударственного права; 2) уступка части суверенных государственных полномочий наднациональным организациям [13, с. 223]. Дальнейший анализ этой проблемы также указывает на следующие аспекты:

  1. предоставляет ли сама конституция международно-правовым нормам юридическую силу, большую, чем она сама имеет;
  2. как Конституция регулирует соотношение юридической силы международно-правовых и внутригосударственных актов.

Конституция Российской Федерации содержит десятки ссылок на международное право. В статье 17, в частности, говорится, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Политическое убежище в России предоставляется иностранцам в соответствии с общепризнанными нормами международного права [п. 1 ст. 63]. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в соответствии с международным правом [п. 2 ст. 67]. Кроме того, в отдельных статьях Конституции РФ, касающихся, например, правомочий Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебных властей и субъектов федерации нет прямых ссылок на международное право, в них излагаются вопросы, решения по которым можно принимать лишь на основании или с учетом международного права. Это действия в связи с угрозой агрессии [п. 2 ст. 87], вопросы гражданства [ст. 89], использование вооруженных сил России за ее пределами [пп «г» ст. 102] и другие. Центральным положением основного закона Российской Федерации о международном праве является пункт 4 статьи 15, который гласит «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это означает, что Россия не только рассматривает международное право в качестве составной части правовой системы страны, но и признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над нормами ее внутреннего права [31, с. 52].  

Информация о работе Проблемы ТГП