Проблема правового обучения и воспитания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить правовое обучение и правовое вопспитание и грани их соотношений, выявить проблему правового обучения и воспитания в России.
Задачи
Раскрыть понятие правового обучения.
Раскрыть понятие правового воспитания.
Рассмотреть грани соотношения правового обучения и правового воспитания.
Изучить научную литературу и правовые источники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Механизм, формы и методы правового воспитания 8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ………………12
2.1 Методические приемы правового обучения 18
3. ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ ПРОВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

правовое обучение и правовое воспитание.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

     Посредством подобного обучения, выражаясь словами известного педагога Пойа, «возбуждается любопытство, слушателям открываются глаза, но не перегружается их мозг». При этом школьник выступает не только как объект правового обучения, но и как субъект, активно воспринимающий услышанное. Развиваются навыки исследовательской деятельности учеников. Они пытаются выполнить нестандартные задания, усваивая особенности научного поиска, характерные для ученого, открывающего новые закономерности в юридической теории и практике. Если учащиеся сталкиваются в учении с альтернативной ситуацией неопределенности, то они осваивают и азы теории принятия решений, когда формируются умения выбрать альтернативу на основе анализа имеющейся информации. Формирование умений делать самостоятельный выбор и быть ответственным за принимаемые решения является важным фактором правового обучения школьников. Такой подход, по мнению авторов, оказывает существенную помощь в подготовке к дальнейшему образованию в вузе, аспирантуре и т. д. Изучение теоретических вопросов в курсах права позволяет развить у обучаемых абстрактное аналитическое мышление16. 
 

     2.1 Методические приемы правового обучения 

     В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового воспитания и развития школьников.

Метод - (в буквальном смысле это путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

     Методом обучения - называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

     Методы  обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

В своей  работе учитель использует самые  разнообразные методы. Известно, что  общая дидактика выделяет разные группы методов. К ним относят:

1. Методы  стимулирования и мотивации учебной  познавательной деятельности.

2. Методы  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности.

3. Методы  контроля и самоконтроля эффективности  учебно-познавательной деятельности.

     Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие «методические приемы».

     Методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Так, учитель формулирует перед обучаемыми определенную проблему, предлагает подумать над рядом проблемных вопросов и тд17.

Многие юридические термины (право, правоотношения, ответственность и др.)  педагог раскрывает путем объяснения. Этим понятием называют важный прием изложения правовой теории. Объясняя материал, учитель права показывает смысл изучаемых правовых явлений, взаимосвязь его составляющих, представляет оценки, выводы.

     Практика  показывает, что при постоянном доминировании  такого приема на учебных занятиях снижается познавательная активность обучаемых, которые получают в готовом виде правовую информацию. Их задача заключается в том, чтобы понять ее и запомнить.

     При решении правовых задач, в которых  требуется разобраться в случившемся, установить суть дела и дать верное пояснение, используется прием рассуждения. С его помощью разъясняются отдельные  положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. Если учитель  использует этот прием при объяснении нового правового материала, необходимо продумать серию взаимосвязанных  вопросов. Ответы на них педагог  может давать в готовом виде.

     Основной  стиль вербального общения в области правового обучения - диалогический. Значит, проведение занятий только в форме монологичного изложения даже интересного правового материала не станет эффективным способом формирования правовых знаний и умений обучаемых.

     Вот некоторые приемы словесной коммуникации18.

1. Логическое  осмысление правового явления.  В таком случае учитель систематизирует  яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел  процесс формирования отдельных  норм права, учитель разъясняет  сущность закрепившихся в действующем  законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе  страны есть норма, запрещающая  регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст. 14 СК РФ). Вредные последствия  родственного кровосмешения люди  заметили давно. А потому история  такого правила весьма длинна.

2. Разъяснение.  В этом случае учитель показывает  сущность того или иного юридического  правила, иллюстрирует его многочисленными  примерами для более прочного  запоминания. Предположим, на  уроке отрабатываются навыки практического характера, составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу, учитель должен разъяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления. Таким образом, методы словесного характера взаимодействуют с практическими.

3. Детализация.  Объясняя сущность определенного  правового явления, учителю необходимо  обратить внимание на отдельные  составляющие его части. Например, разбирая с точки зрения теории  права дефиницию «преступление», учитель обращает внимание обучаемых  на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект,  объект, субъективную и объективную  стороны явления).

4. Разносторонняя  оценка. Такой прием характеризуется  высоким уровнем изложения материала.  Предположим, в старших классах  при изучении понятия «право»  школьники обнаруживают существование  многочисленных подходов в науке  к этому понятию. Анализируя  некоторые школы права (нормативистскую, социологическую, психологическую или естественно-правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и проч.

5. Обнаружение  тенденции. На уроках права  нередко используются приемы  исторического анализа того или  иного правового явления с  целью выявления тенденций его  развития. Например, особенностями  развития современной системы  права в стране являются усиление  человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч.

6. Особенное  значение факта. Аргументированные ответы - важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом ученик может легко запомнить три--четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей.

     Учитель права должен знать место темы в программе курса. Как правило, теоретические вопросы права  и нормы Конституции изучаются  на первых уроках. Педагог составляет поурочное планирование и определяет структуру теоретического материала. Для этого ему необходимо прочитать темы по проблеме, изложенные в учебнике, выписать ведущие понятия, на которые следует обратить внимание.

     Ученики могут изучать указанные темы по-разному. В зависимости от уровня подготовленности класса педагог выясняет трудности изложения темы в учебнике. Обычно они связаны со сложностями  в пояснении понятий, отсутствием ярких примеров из жизни19.

     В процессе правового обучения большую  роль играют интеллектуальные умения учеников, которое изменяются в зависимости  от их возраста. Так, ученики 9 классов должны уметь анализировать правовую ситуацию, выделяя правоотношения и его составляющие (субъект, объект, содержание), оценивать поведение сторон с точки зрения правомерности и неправомерности, разъяснять субъектам правила их поведения и проч. А вот школьники третьей ступени обучения (10—11 классы) должны уметь разъяснять ведущие правовые понятия, обобщать правовые явления, анализировать источники права, осуществлять сравнительную характеристику правовых явлений, составлять важные юридические документы, готовить доклады, проводить мини исследования по теме и прочее20. 

 

     3. ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ  ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ  И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 
 

     Правовое  воспитание неразрывно связано и  реализуется через правовое образование  – непосредственное получение знаний. И так как говорилось выше правовое обучение – это есть «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания»21.

     Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового  сознания и правовой культуры, обеспечения  необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения22.

     Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному  обучению), оформились в официальных  документах, так, стандарт основного  общего образования по обществознанию (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».

     Правовое  воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить  без обучения, а обучение так или  иначе оказывает и воспитательный эффект.

     Одновременно  с образовательной функцией, процесс  правового обучения реализует и  воспитательную функцию. При этом у  обучаемых формируется научное  правовое мировозрение, развивается нравственная и правовая культура, способы соответствующего правового поведения и деятельности в обществе, так же идет формирование системы идеалов и ценностей, отношение к личности, обществу и государству.

     Воспитательная  функция органически вытекает из самого содержания и методов правового  обучения, но вместе с тем она  осуществляется и по средством специальной организации общения преподавателя и обучаемого. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов и отношений личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований и норм. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и обобщенную значимость. Из всего этого можно сделать вывод о том, что между правовым обучением и воспитанием существует двусторонняя связь: от обучения к воспитанию и от воспитания к обучению. Мы знаем, что процесс правового воспитания при его правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения в усвоении учебных дисциплин.

     Собственно  говоря, если у обучаемого, нет должной  правовой воспитанности, то эффективный  процесс обучения не возможен. Именно поэтому процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Такое единство проявляется в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания – в роли методов стимулирования научения не только в правовой дисциплине, но и в любой другой.

     Как уже говорилось выше правовое обучение  тесно связано с правовым воспитанием: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе оказывает и воспитательный эффект23.

     Различие  здесь можно провести, причем, весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно - рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Информация о работе Проблема правового обучения и воспитания в России