Проблема правового обучения и воспитания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить правовое обучение и правовое вопспитание и грани их соотношений, выявить проблему правового обучения и воспитания в России.
Задачи
Раскрыть понятие правового обучения.
Раскрыть понятие правового воспитания.
Рассмотреть грани соотношения правового обучения и правового воспитания.
Изучить научную литературу и правовые источники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Механизм, формы и методы правового воспитания 8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ………………12
2.1 Методические приемы правового обучения 18
3. ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ ПРОВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

правовое обучение и правовое воспитание.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 5

1.1 Механизм, формы  и методы правового воспитания 8

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ………………12

2.1 Методические  приемы правового обучения 18

3. ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ  ПРОВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАВОВОГО  ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Понятие "педагогика права" давно и  достаточно используется в научных  кругах. Начиная с 70-ых годов прошлого столетия, ряд ученых (В. А. Язев, Н.С. Алексеев, Н. В. Дыбовская, В. Н. Бурлаков, Т. В. Кашанина, А. Г. Циприс и др.) подняли широкое обсуждение в научной периодической печати проблему правового обучения и правового воспитания населения страны. В российской современной действительности правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации1. Основы же закладываются в средней общеобразовательной школе.

     В настоящее время в школах при  острой необходимости в правовом воспитании отсутствует педагогическая основа (исследования, методики) по этому  вопросу. Многие школы ограничиваются лишь поверхностным затрагиванием правового воспитания путем проведения нескольких классных часов на данную тематику, что не отвечает требованиям современных реалий. Проблема заключается в том, что новой системы гражданско-правового образования, в полной мере соответствующей всем требованиям модернизации образования не создано, применение существующих методов не систематизировано, и зачастую встречается исключительно в практике отдельных учителей или учебных заведений.

     Все это доказывает актуальность темы данной курсовой работы.

     Объектом  данной курсовой работы является соотношение  понятий правового воспитания и  правового обучения.

     Предмет особенности правового воспитание и правового обучения.

     Цель  данной курсовой работы изучить правовое обучение и правовое вопспитание и грани их соотношений, выявить проблему правового обучения и воспитания в России.

     Задачи

  1. Раскрыть понятие правового обучения.
  2. Раскрыть понятие правового воспитания.
  3. Рассмотреть грани соотношения правового обучения и правового воспитания.
  4. Изучить научную литературу и правовые источники.

     В настоящее время наша страна нуждается  в формировании нового подхода к  правовому воспитания, как одному из краеугольных камней законности и  правопорядка в обществе.

     Таким образом, проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества. 
 
 
 
 
 
 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГОВОСПИТАНИЯ 
 
 

     Многие  правовые ценности, имея основу и происхождение  в моральных нормах, усваиваются  личностью в процессе разнообразной  социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и  специального инструментария по донесению  до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения2.

     Воспитание  вообще  - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

     Правовое  воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом3.

   Обычно  говорят о правовом воспитании в  широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается»  окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и  поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом4.

   В содержание правового воспитания и  выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

   В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые  им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана  слабым знанием прав и обязанностей граждан России.

     Выше  говорилось, что правовое воспитание предполагает, с одной стороны, обогащение человека знанием права, закона, всемирное стимулирование использования развития позитивного отношения к правовой норме, действительности, убеждённости в необходимости строгого следования требованиям права, закона, т. е. формирование правового сознания, с другой стороны, — формирование у молодежи умения пользоваться своими правами и свободами, защищать их от нарушения, быть нетерпимыми к нарушениям законности, т. е. социально-активного правового поведения.

     Поскольку правовое сознание и социально - активное правовое поведение - это две составные части правовой культуры индивида, можно сделать вывод, что целью правового воспитания молодежи является формирование правовой культуры человека, естественно, отвечающей требованиям гражданского общества.

     Достижение  этой цели обеспечивается решением таких  задач как:

  • формирование у воспитуемых знаний правовой нормы, требований

закона  и процессов, происходящих в правовой системе общества, своих прав и обязанностей, понимания социальной ценности права, законности, личной роли в обеспечении последней, представлений о способах и средствах борьбы с нарушениями законности;

  • формирование соответствующего эмоционального отношения к праву,

к закону, правам и свободам других лиц, фактам нарушения законности, к деятельности государства и его органов по установлению правопорядка в стране;

  • формирование навыков и умений применять свои правовые знания

в конкретных условиях практической жизни и действовать в соответствии с требованиями правовой нормы и закона, вести борьбу с фактами нарушения законности и правопорядка;

  • формирование психологической готовности человека

совершенствовать  в себе положительные качества и преодолевать отрицательные, способности противостоять беззаконию.                                                                        

     Более конкретный и специфический характер носят цели и задачи, которые решаются в процессе правового воспитания детей дошкольного возраста, учащихся школ средних специальных профессиональных, и высших образовательных учреждений, работающей молодежи. Когда речь идет о правовоспитательном процессе в отношении отдельных лиц, цели и задачи его определяются исходя из индивидуально- психологических особенностей каждого из них, уровня их правовой культуры. На основании вышеизложенного правовое воспитание можно определить как многофакторный, целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения основ адекватной требованиям гражданского общества правовой культуры.

      К сожалению, в настоящее время  ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя

годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества5. 
 

1.1 Механизм, формы и методы правового воспитания 
 

     Многие  правовые ценности, имея основу и происхождение  в моральных нормах, усваиваются  личностью в процессе разнообразной  социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и  специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения6.

     Система правового воспитания охватывает, с  одной стороны, различные категории  воспитываемых граждан, с другой — деятельность государственных  органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной – это юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т.п., для других — только одной из функций: Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и тп7.

     В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:

     1) общественное правовое сознание;

     2) систему норм права;

     3) формы и средства правового  воспитания;

     4) правосознание воспитуемых, которое  необходимо обогатить идеями, содержащимися  в правосознании общественном.

     Основные  элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного  процесса:8

     1. Правовая пропаганда - распространение  определенных правовых идей и  ценностей. Необходимость в соблюдении  норм права, где необходимы  различные способы агитации.

     2. Правовое обучение - данная форма  довольно распространена, но по  независящим причинам, не всегда  доходит до каждого и в этом  плане более действенна следующая  форма.

     3. Юридическая практика - как бы  не старалось вести активную  пропаганду, какие бы силы и  средства не выделялись, но если  юридическая практика органов  суда, прокуратуры, правоохранительных  органов будет носить поверхностный  характер, а значит не всегда  точный и справедливый, общество  нельзя будет убедить в том,  что соблюдение права - это  необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.

Информация о работе Проблема правового обучения и воспитания в России