Принципы разделения властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение принципа разделения властей в Российской Федерации.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
Анализ целей и задач разделения властей
Рассмотрение конституционных основ разделения властей в РФ
Характеристика отдельных отраслей власти
Рассмотрения основ разделения властей в субъектах РФ.

Содержание

Введение 3
1 Сущность разделения властей 5
1.1 Цели и задачи разделения властей в правовом государстве 5
1.2 Разделение органов государственной власти в Конституции РФ 8
2 Виды власти РФ и их функции 13
2.1 Законодательная власть 13
2.2 Судебная власть 14
2.3 Исполнительные органы 16
3 Взаимодействие органов власти и проблемы разделения властей на современном этапе 19
3.1 Взаимодействие органов власти 19
3.2 Проблемы разделения властей в Российской Федерации 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

КУРС СУПК конституционное право.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Равновесие  между ветвями власти в России нарушается также в силу того, что  упал авторитет исполнительной власти. В ее адрес слышатся постоянные замечания в неспособности решать возникающие проблемы в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической и политической жизни и гигантского разнообразия региональных условий в России.

     Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

     Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

     В России не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

    Так же следует отметить, что избирательные споры тесно связаны с гражданскими правоотношениями, в частности, в ходе их рассмотрения может проверяться законность гражданско-правовых сделок, связанных с ведением предвыборной агитации, финансированием выборов, сбором подписей и т.д. Более того, признание недействительным акта государственного органа, предусмотренного ст. 12 ГК Российской Федерации, исходя из принципов разделения властей, самостоятельности судебной власти и избирательных комиссий, гораздо точнее отражает последствия незаконности решения избирательной комиссии, чем его отмена. В свою очередь, в последнее время получили широкое распространение гражданско-правовые споры, тесно связанные с избирательным процессом, в частности, требования редакций средств массовой информации о возмещении расходов, понесенных в связи с распространением бесплатной политической рекламы17.

    В силу указанных причин является недопустимым, как уже подчеркивалось, разрешение избирательных споров в рамках административного судопроизводства.

 

     

Заключение

 

     Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 Конституции Российской Федерации).

     В данной статье закрепляется фундаментальный  принцип организации власти в  Российской Федерации - принцип разделения властей.

     Этот  принцип был выработан мировой  практикой развития демократических  государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима. Особенно это опасно в России, так как у нас совершенно отсутствует опыт демократического правления, ограничения власти законом.

     Реализация  принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как  ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ  Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.

     Конституция исходит из того, что никакой государственный  орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

     Несмотря  на номинально провозглашённый конституцией РФ принцип разделения властей, многие считают, что фактического разделения властей в РФ не существует, так  как в авторитарном государстве  этот принцип неосуществим на практике. Согласно другой точке зрения, принцип разделения властей в РФ имеет место, но исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной властью.

 

     

      Список  литературы

 
  1. Конституция РФ // Российская газета. – 1993. – 12 декабря. - № 237 – с. 5-20
  2. Основные кодексы и законы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2003 года / Отв. за вып. Т.Р. Тэор. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 992 с.;
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // Российская газета. – 2007. – 06 марта;
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // «Российская газета» - 2005. – 09 апреля;
  5. Федеральный Закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 10.05.2007) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // «Российская газета». – 1999. – 19 октября -  № 206;
  6. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации»;
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бахратова. – М.: Проспект, 2004. – 256 с.;
  8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2004. – 111 с.;
  9. Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 480 с.;
  10. Конституционное право России: учеб. / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина  и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с.;
  11. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 253 с.;
  12. Морозова Л.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000. – 360 с.;
  13. Разделение властей: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко - М.: Изд-во МГУ: Юрайт-Издат, 2004. - 428 с.Колюшкина Л.Ю., Лавриненко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. – М.: МарТ, 2004. – 304 с.;
  14. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2004. – 592 с.;
  15. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Практикум. – М.: Юристъ, 2000. – 631 с.
  16. Вешняков А.А. Судебная практика по вопросам использования информационных технологий при выборах в Российской Федерации // Российский судья, 2007. 25 декабря - №1
  17. Дегтярев С.Л. Элементы «законодательствования» в деятельности органов судебной власти РФ // Российский судья, 2007. 25 декабря - №1

Информация о работе Принципы разделения властей в Российской Федерации