Принципы разделения властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение принципа разделения властей в Российской Федерации.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
Анализ целей и задач разделения властей
Рассмотрение конституционных основ разделения властей в РФ
Характеристика отдельных отраслей власти
Рассмотрения основ разделения властей в субъектах РФ.

Содержание

Введение 3
1 Сущность разделения властей 5
1.1 Цели и задачи разделения властей в правовом государстве 5
1.2 Разделение органов государственной власти в Конституции РФ 8
2 Виды власти РФ и их функции 13
2.1 Законодательная власть 13
2.2 Судебная власть 14
2.3 Исполнительные органы 16
3 Взаимодействие органов власти и проблемы разделения властей на современном этапе 19
3.1 Взаимодействие органов власти 19
3.2 Проблемы разделения властей в Российской Федерации 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

КУРС СУПК конституционное право.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

                 

 

3 Взаимодействие органов власти и проблемы разделения властей на современном этапе

3.1 Взаимодействие органов власти

 

     Каждый  государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений  называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве9.

     На  федеральном уровне организации  государственной власти в Российской Федерации система сдержек и  противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

     Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной  власти, влияет парламентскими способами  на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль). Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. При решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает согласие на проведение Правительством определенного политического курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Предусмотренная в статье 117 Конституции Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.

     Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

      Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции  Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации10.

     Используемый  Конституцией термин «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.

     Основу  судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов  представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.

     Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

     Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

     Президент Российской Федерации участвует  в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

    Исходя  из закрепленного в ст. 10 Конституции  РФ принципа разделения государственной  власти, суд не вправе вмешиваться  в деятельность Президента РФ11.

     В сфере взаимодействия с парламентом  Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в  Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

     Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

     Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

     Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

     В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

     Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном  законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

     Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий12.

    В соответствии с конституционным  принципом разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно13.

     К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так, закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого).

     По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд  РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд14.

     Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

     Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

     Принцип разделения  властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

    Несмотря  на провозглашенный в Конституции РФ принцип разделения властей, данное положение предполагает не столько разграничение деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, сколько ее упорядочение, взаимодействие и взаимный контроль. Это предопределяется необходимостью достижения целей деятельности всей государственной власти в любом государственном образовании. Поэтому в деятельности (результатах деятельности) любой из трех ветвей государственной власти можно найти элементы двух других, в том числе и в деятельности органов судебной власти15.

3.2 Проблемы разделения властей в Российской Федерации

 

     Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная  власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации16.

     Опыт  многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.

     Институт  президентства в России характеризуется  неясностью и «размытостью» полномочий и возможностей. Существует ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством, например. Совет Безопасности. Президентская власть при всей ее внушительности не опирается на какую-либо властную структуру, более того, судя по опросам общественного мнения, она не имеет и прочной социальной опоры.

     Федеральное Собрание России является как бы «самоопределившимся органом». Депутаты Государственной Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.

Информация о работе Принципы разделения властей в Российской Федерации